СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ

Автор статьи: Юлия Саввина, директор по науке и производству ООО НПЦ «Агропищепром»

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию провел круглый стол на тему «Совершенствование законодательства, регулирующего вопросы качества и безопасности пищевой продукции: проблемы и решения».

 

В мероприятии приняли участие сенаторы РФ, представители Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства здравоохранения РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Роскачества, Росаккредитации, Росстандарта, Научно-производственного центра «Агропищепром», а также представители отраслевых объединений АПК, розничных торговых сетей и отраслевой науки. Участники Круглого стола обсудили необходимые предложения и рекомендации, направленные на практическое решение проблем качества и безопасности пищевой продукции.

 

«Вопрос незаконного оборота пищевой продукции регулярно поднимается на заседаниях Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции», — отметил Сергей Митин.

 

Россельхознадзором представлены результаты работы по борьбе с недостоверным декларированием зерна. C каждым годом растет количество деклараций, действие которых прекращено, приостановлено и признано недействительными территориальными управлениями Россельхознадзора.

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ

Круглый стол «Совершенствование законодательства, регулирующего вопросы качества и безопасности пищевой продукции: проблемы и решения» в Совете Федерации РФ

По данным Роспотребнадзора за 9 месяцев 2023 года количество прекращенных деклараций составило 12 035 штук. За период с 2020 года по сентябрь 2023 года Россельхознадзором было выявлено 150 лабораторий, фактически отсутствующих и не осуществляющих свою деятельность по фактическим адресам. При этом указанными лабораториями-фантомами могло быть выдано несколько тысяч или десятки тысяч протоколов испытаний, на основании которых регистрировались декларации о соответствии.

 

Учитывая изложенное Россельхознадзором, был инициирован ряд изменений в технический регламент Таможенного союза «О безопасности зерна» (ТР ТС015/2011), в частности:

— необходимость подтверждения заявителями соответствия отдельных видов пищевой продукции, в том числе зерна, требованиям технических регламентов ЕАЭС только в аккредитованных испытательных лабораториях;

— необходимость регистрации декларации о соответствии на конкретную партию, а не на серийное производство;

— проведение отбора проб для целей декларирования c обязательным привлечением лиц, аккредитованных на отбор проб;

— исключить возможность добровольной аккредитации испытательных лабораторий, проводящих исследование пищевого сырья и продукции.

В настоящее время предложения Россельхознадзора проходят обсуждение с государствами-членами ЕАЭС на площадке Евразийской экономической комиссии.

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ

НПЦ «АГРОПИЩЕПРОМ» на круглом столе «Совершенствование законодательства, регулирующего вопросы качества и безопасности пищевой продукции: проблемы и решения» в Совете Федерации РФ

Росстандартом, который представила начальник Управления стандартизации ведомства Ирина Киреева, были выдвинуты предложения о внесении изменений в законодательство в сфере стандартизации. Научно-производственный центр «Агропищепром» также акцентировал внимание на совершенствовании законодательства, регулирующего вопросы качества и безопасности пищевой продукции, путём введения обязательной экспертизы (регистрации) Технических условий (ТУ) и Стандартов организации (СТО) на пищевые продукты в соответствии с порядком, установленным законодательными актами Российской Федерации.

В соответствии с современным законодательством, изготовитель сам разрабатывает, утверждает, изменяет ТУ, закон его не регламентирует в этом деле, кроме основополагающих моментов, что ТУ должны разрабатываться на основе других национальных документов по стандартизации. Технические комитеты по стандартизации могут давать заключения на ТУ и ТУ может быть зарегистрировано в Росстандарте, но эта часть работы добровольная.

 

В этой связи предлагается проработать следующие вопросы:

— внесение изменений в законодательство в сфере стандартизации:

— отменить норму, предусматривающую, что порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отменены и применения ТУ устанавливаются организациями самостоятельно,

— предусмотреть, что проект технических условии перед их утверждением должен представляться в соответствующий технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации для приведения экспертизы,

— предусмотреть, что технические условия должны быть зарегистрированы в Федеральном информационном фонде стандартов,

— предусмотреть обязательность контроля за соблюдением изготовителем технических условий,

— возможность для контролирующих органов получения текста технических условий,

— при установлении несоответствия технических условии предусмотреть их отзыв.

 

Предложения Национального союза производителей молока (Союзмолоко) в проект итогового документа круглого стола Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике природопользованию связаны с необходимостью борьбы с фальсификацией молочной продукции в канале государственных закупок. В рамках государственных и муниципальных заказов существует повышенный риск поставки молочной продукции, при производстве которой произошла замена молочных жиров растительными жирами, равно как некачественной продукции.

Проверки в этом канале, если имеют место, то проводятся существенно реже, чем в обычном розничном канале продаж. Кроме этого, общественные риск от нарушения, связанного с поставкой фальсифицированной молочном продукции, представляется особенно высоким в связи с тем, что в рамках канала продукция поставляется в социальные учреждения: детские сады больницы, школы.

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ

Круглый стол «Совершенствование законодательства, регулирующего вопросы качества и безопасности пищевой продукции: проблемы и решения» в Совете Федерации РФ

Обсуждались вопросы ужесточения административной ответственности за фальсификацию и нарушение прослеживаемости.

Рассматривается проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Законопроектом предлагается внести два изменения в КоАП РФ. Во-первых, установить административную ответственность за обращение фальсифицированных, некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, а также пищевой продукции, в отношении которой не может быть подтверждена прослеживаемость (проектируемая статья 6,5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях далее – КОАП РФ). Во-вторых, законопроектом предлагается ужесточить административную ответственность по статье 14.43 «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов».

Союзмолоко поддерживает намерения ужесточить ответственность за фальсификацию молочной продукции. Вместе с тем предлагаемая формулировка имеет проблемы, которые приведут к несоразмерным штрафам по следующим причинам.

  • Документы стандартизации содержат противоречащие друг другу, нормы допустимого содержания веществ. До гармонизации считать такие превышения нарушением нельзя.
  • Для отдельных показателей существующие методы дают недостоверные результаты. До разработки достоверных методов считать превышение фальсификацией или нарушением нельзя.
  • Вид фальсификации, который можно достоверно установить и который является ключевым нарушением для молочной продукции, — это замена молочных жиров растительными.

 

Заместитель руководителя Национальной Мясной Ассоциации Синельников Максим Вячеславович отметил, что ни в Федеральном законе № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ни в технических регламентах ТС/ЕАЭС не установлены количественные критерии, отражающие признак фальсификации, не разработаны и не внедрены инструментальные методы контроля, позволяющие однозначно квалифицировать нарушение в качестве фальсификации.

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ

Круглый стол «Совершенствование законодательства, регулирующего вопросы качества и безопасности пищевой продукции: проблемы и решения» в Совете Федерации РФ

В этих условиях, по мнению Национальной Мясной Ассоциации, государственные органы контроля (надзора) субъективно по своему усмотрению принимают решения о факте фальсификации. Нарушителем может быть признан любой производитель пищевой продукции, даже в случае обнаружения в продукции следов ДНК более дорогого сырья и отсутствия умысла как признака фальсификации. То есть признака фальсификации нет, так как никакой выгоды от этого производитель не получает, а вина устанавливается.

Проблема заключается в том, что органы контроля (надзора) при оценке состава мясной продукции применяют качественную методику идентификации видового состава мясной продукции. Эта методика имеет очень высокую чувствительность на уровне 0,001%. Метод говорит о том, что обнаружена ДНК искомого вид мясного сырья. Однако метод предназначен для экспресс-анализа, и он не позволяет установить количество выявленного ингредиента.

Действующие технические регламенты не устанавливают обязательных требований по количественному определению в мясной продукции фрагментов ДНК, не заявленных в маркировке продукции, а также не устанавливают соответствующих допустимых уровней их содержания в продукции.

Между тем, существующие санкции за нарушения требований, технических регламентов, установленные статьей 14.43 КоАП, уже сегодня предусматривают серьезные административные штрафы за нарушения требований технических регламентов с возможной конфискацией предметов административного правонарушения, и пересмотр санкций возможен лишь при условии наличия оснований и подготовленного обоснования.

 

Российский государственный аграрный университет им. Тимирязева отметил отсутствие в Законе «Об органической продукции…» запрета на использование термина «органический», а также его сокращений или слов, производных от этого слова («органик», «био» и «эко»), для маркировки продукции, не являющейся органической. Это приводит к тому, что недобросовестные производители присваивают своей продукции эти «зеленые» приставки, вводя потребителей в заблуждение, подрывая доверие потребителей к действительно органической продукций. Это явление, получившее название «гринвошинг» (зеленое отмывание), сейчас довольно широко распространено, поэтому законодателю следует принять меры по борьбе с ним, установив соответствующие запреты и ответственность за их нарушение.

Борьба с гринвошингом (для которого желательно было бы найти соответствующий русскоязычный термин) будет способствовать не только защите прав потребителей сельскохозяйственной продукции и пресечению недобросовестной конкуренции, но и защите прав производителей органической сельскохозяйственной продукции.

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ

Юлия Саввина, директор по науке и производству ООО НПЦ «Агропищепром» на круглом столе «Совершенствование законодательства, регулирующего вопросы качества и безопасности пищевой продукции: проблемы и решения» в Совете Федерации РФ

Затрагивались актуальные вопросы применения антибиотиков в животноводстве, методы определения антибиотиков в пищевых продуктах и влияние фальсифицированной антибиотиками продукции на здоровье человека.

Антибиотики широко применяются в животноводстве для лечения и в кормовых добавках как стимуляторы роста. В пищевой промышленности антибиотики крайне редко используются для консервирования продуктов и увеличения сроков хранения. Чаще можно встретить фальсификацию антибиотиками сельскохозяйственного сырья и продукции с целью повышения их хранимоспособности. Через животных антибиотики могут попадать в пищу. Среди продуктов питания молоко и молочные продукты занимают важное место, особенно они необходимы для подрастающего поколения. В настоящее время антибиотики рассматриваются как серьезный фактор контаминации пищевой продукции и источника формирования антибиотикорезистентности и пищевых аллергий.

Председатель совета Молочного союза России Людмила Маницкая подняла вопросы вокруг применения на практике в контрольной деятельности МУ 4.1./4.2.2484-09 «Оценка подлинности и выявление фальсификации молочной продукции» в части норм по жирнокислотному составу при проверке подлинности молочной продукции, а также затронула проблемы борьбы с фальсификацией пищевой продукции и неконтролируемым использованием пестицидов и агрохимикатов в сельском хозяйстве, проводимой в сфере компетенций Россельхознадзора и Общественного совета при РСХН.

«Важное значение имеют и вопросы регулирования генно-инженерной деятельности», — подчеркнул Сергей Митин.

Как заявил парламентарий, для успешного достижения поставленной цели повышения качества и безопасности продукции АПК необходимо продолжить совершенствование законодательства, в том числе по защите прав потребителей с одновременным усилением ответственности за нарушение установленных требований. По мнению Сергея Митина, важно выстроить консолидированную и согласованную систему взаимодействия всех профильных органов власти.

 

 

Все самые свежие новости, актуальные изменения законодательства в полезнейшей группе для производителей пищевой продукции, общепита, агропредприятий, переработчиков сельхозпродукции и фермеров

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ

По всем возникшим вопросам Вы можете обращаться: 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ

Бесплатный телефон для всех звонков —
8800101-96-61

 

ВЕРНУТЬСЯ
В НАЧАЛО ДОКУМЕНТА