МАССА ГЛАЗУРИ НА РЫБЕ – ЭТО СЕРЬЕЗНО! КАК ПРАВИЛЬНО МАРКИРОВАТЬ ГЛАЗИРОВАННУЮ ПРОДУКЦИЮ, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ШТРАФОВ? ВЕРХОВНЫЙ СУД НАПОМНИЛ, ГЛАЗИРОВАННУЮ МОРОЖЕНУЮ РЫБУ НА РАЗВЕС НУЖНО ПРОДАВАТЬ БЕЗ УЧЕТА ВЕСА ЛЕДЯНОЙ ГЛАЗУРИ

МАССА ГЛАЗУРИ НА РЫБЕ – ЭТО СЕРЬЕЗНО! КАК ПРАВИЛЬНО МАРКИРОВАТЬ ГЛАЗИРОВАННУЮ ПРОДУКЦИЮ, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ШТРАФОВ? ВЕРХОВНЫЙ СУД НАПОМНИЛ, ГЛАЗИРОВАННУЮ МОРОЖЕНУЮ РЫБУ НА РАЗВЕС НУЖНО ПРОДАВАТЬ БЕЗ УЧЕТА ВЕСА ЛЕДЯНОЙ ГЛАЗУРИВопрос о количестве глазури в рыбной продукции всегда был острым, как для производителей продукции, так и для потребителей. В связи с этим особый интерес представляет Определение Верховного Суда РФ от 31 января 2018 г. N 309-КГ17-21752 и Определение Верховного Суда РФ от 5 февраля 2018 г. N 309-АД17-21865.

Верховный суд рассмотрел жалобу общества с ограниченной ответственностью «Элемент-Трейд» (г. Екатеринбург).

Данное предприятие постаралось оспорить предписание, вынесенное Роспотребнадзором по результатам проведения внеплановой выездной проверки соблюдения Обществом обязательных требований действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения при реализации пищевой продукции.

Проверяющие этого ведомства обнаружили нарушения при реализации мороженой рыбы: пакет с мороженой навагой весом 1200 г без глазури и 1264 г с глазурью, на кассе был «пробит» по весу 1264 г. По итогам проверки магазину выдали предписание: «цену замороженной рыбы, у которой на упаковке указан вес рыбы с глазурью (масса нетто) и вес рыбы без глазури (масса нетто без глазури), определять для продажи потребителям по весу рыбы без глазури (массе нетто без глазури)».

Магазин попытался оспорить тот факт, что рыба замороженная глазированная (в данном конкретном случае) не является продукцией, продаваемой на развес. Также потребителю продается не «рыба», а специальный продукт – «рыба мороженная глазированная», где глазурь обеспечивает сохранность продукции в течение срока годности, получается в результате технологического процесса переработки и имеет определенную стоимость. Сама глазурь является не упаковкой, а составной частью продукции, количество которой регулируется нормативными актами в области по стандартизации.

Верховный суд указал в свою очередь на то, что в силу пункта 36 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, цена продовольственных товаров, продаваемых вразвес, определяется по весу нетто.

В своем решении суд руководствовался положениями КоАП РФ, Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании», Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881, ГОСТа Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», утвержденного постановлением Росстандарта от 29.12.2003 N 401-СТ, Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1066-01 «Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов в организациях торговли», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.09.2001, постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 «Правила продажи отдельных видов товаров».

В итоге, в Суде установлено, что глазированная рыба продается обществом на развес, а не поштучно, соответственно цена на такой товар, в соответствии с установленными правилами, определяется по весу без глазури (весу нетто), (учитывая, что при ином подходе потребителю продается глазурь по цене покупаемой им рыбной продукции).

 

НАПОМИНАЕМ ТРЕБОВАНИЯ РЕГЛАМЕНТА ТР ЕАЭС 040/2016:

При производстве мороженой пищевой рыбной продукции из рыбы масса наносимой на эту продукцию глазури не должна превышать 5 процентов от массы глазированной продукции (с учетом погрешности методики определения).

При производстве мороженой пищевой рыбной продукции из разделанных или очищенных ракообразных и продуктов их переработки масса наносимой на эту продукцию глазури не должна превышать 7 процентов от массы глазированной продукции (с учетом погрешности методики определения).

При производстве мороженой пищевой рыбной продукции из неразделанных ракообразных масса наносимой на эту продукцию глазури не должна превышать 14 процентов от массы глазированной продукции (с учетом погрешности методики определения).

При производстве мороженой пищевой рыбной продукции из прочей пищевой рыбной продукции масса наносимой на эту продукцию глазури не должна превышать 8 процентов от массы глазированной продукции (с учетом погрешности методики определения).

Маркировка пищевой рыбной продукции должна содержать следующую информацию – «масса нетто (для мороженой глазированной пищевой рыбной продукции — масса нетто мороженой пищевой рыбной продукции без глазури)».

 

РЕЗЮМЕ

Определить фактический вес нетто можно только вычитанием из массы брутто массы тары, снега, глазури, бумаги, защитного покрытия.  Следовательно, если такой информации нет, то достоверно посчитать массу рыбного филе не получится, а значит, информация о весе нетто продукта является недостоверной.

Таким образом, ВС РФ отметил, что раз информация о массе снега и глазури отсутствует, то установить фактический вес нетто не представляется возможным.

Фактически для потребителя цена продукта, вероятнее всего, не изменится, но магазин при продаже глазированной мороженой рыбы на развес  должен так взвесить эту рыбу, чтобы потребитель точно знал, сколько в товаре, собственно, рыбы, а сколько – ледяной глазури.

 

ВЕРНУТЬСЯ
В НАЧАЛО ДОКУМЕНТА