Маркировка в общепите в 2022 году

Маркировка в общепите в 2022 годуС 2022 года в связи с введением национальной системы маркировки «Честный ЗНАК» предприятия общественного питания должны отчитываться за приёмку и продажу молочной продукции и упакованной воды.

Оборот и качество ряда товаров в цепочке «от производителя до выбытия конечным потребителям» контролируется государством посредством маркировки. Разберем особенности маркировки молочной продукции и воды.

Как осуществляется маркировка и прослеживаемость товаров?

На молочную продукцию и упакованную воду производитель наносит цифровой код, движение которого отслеживается через национальную систему маркировки «Честный ЗНАК». Предприятия общественного питания (кафе, рестораны, буфеты и другие) должны зафиксировать приёмку маркированного товара, а в отдельных случаях — его продажу конечным потребителям. Функция общепита в этой цепочке — подтверждение того, что товар выводится из оборота.

 

Этапы маркировки продукции для общепита

Старт маркировки молочной продукции для производителей и импортёров — с 1 июня 2021 года.

Для общепита в обороте маркированных товаров предусмотрены следующие этапы:

1. До 1 сентября 2022 года — обязанность проверять наличие кода маркировки на молочной продукции и упакованной воде. Если маркировка отсутствует, то товар надо вернуть поставщику. Кроме этого, следует отражать выбытие через кассу определённых позиций, каких именно рассмотрим в статье ниже.
2. С 1 сентября 2022 года предприятиям общепита будет необходимо отражать приёмку товаров в системе «Честный ЗНАК» и действовать по правилу объёмно-сортового учёта.
3. С 1 декабря 2023 года вводится поэкземплярный учёт молочной продукции со сроком годности более 40 суток. С молочной продукцией со сроком годности 40 суток и менее надо будет работать по правилам, которые вступят в силу в сентябре этого года.

Рассмотрим, какие требования общепиту надо соблюдать уже сейчас и какой порядок работы с промаркированными товарами станет обязателен 1 сентября 2022 года.

Вы знаете, что маркировка молочной продукции в общепите уже стартовала

Требования к маркировке молочной продукции утверждены в Постановлении Правительства от 15.12.2020 №2099. Предприятия общественного питания обязаны проверять цифровой код и следовать правилам учёта молочной продукции (отражение в системе «Честный ЗНАК» и выбытие через кассу).

 

Какая молочная продукция подлежит маркировке:

Со сроком годности более 40 суток: сыры, мороженое, молоко сгущённое, молоко стерилизованное, масло и другие.
Со сроком годности 40 суток и менее: сметана, молодые сыры, творог, молоко пастеризованное, ряженка, масло, йогурт и другие.
Принимая молочные продукты от поставщиков ориентируемся на срок годности, указанный на упаковке товара, на коды продукции по классификатору ТН ВЭД ЕАЭС, а также ОКПД 2.

Согласно разъяснениям в письме Минпромторга, обязательна маркировка продукции по ТН ВЭД ЕАЭС с кодами 0401, 0402, 0403, 0404, 0405, 0406, 2105 00, 2202 99 910 0, 2202 99 950 0, 2202 99 990 0.

 

Сроки начала работы с маркированной продукцией в 2022 году:

Уже сейчас все точки общепита обязаны проверять при приёмке, нанесена ли маркировка на продукцию.
С 20 января — отражать выбытие через кассу мороженого и сыров со сроком годности 40 дней и менее (по сырам, правда, Минпромторг дал разъяснение, что это требование можно не соблюдать до 30 марта).
С 31 марта — отражать выбытие через кассу остальной «молочки» сроком менее 40 дней.
С 1 июня — отражать выбытие через кассу молочных продуктов сроком более 40 дней.
С 1 сентября — отражать через систему «Честный ЗНАК» приёмку и вывод из оборота всей молочной продукции.
Сейчас рассматривается вопрос, можно ли реализовать документооборот по молочным продуктам «через одно окно», чтобы по каждой партии сотрудникам общепита не приходилось заходить отдельно в системы «Меркурий» и «Честный ЗНАК».

 

Маркировка воды: сроки для ресторанного бизнеса

Контроль питьевой воды в упаковке распространяется на природные и искусственные минеральные воды, питьевые природные воды, газированные без добавления сахара, других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ, купажированные. Правила работы для всех участников производства и торговли установлены в Постановлении Правительства от 31.05.2021 №841.

Сроки начала работ с маркированной продукцией в 2022 году:

Уже сейчас — все точки общепита обязаны проверять при приёмке, нанесена ли маркировка на минеральную воду.
С 1 марта — проверяем маркировку на прочих категориях питьевой воды.
С 1 сентября — отражать выбытие через кассу любой упакованной воды, которая продаётся в закрытой упаковке как отдельный товар.
С 1 ноября — подтверждать в системе «Честный ЗНАК» приёмку воды от поставщика.

 

Какие продукты надо выводить из оборота через кассу

Выбытие через кассу необходимо делать только для той молочной продукции и воды, которую вы продаёте в закрытой (зафасованной) упаковке с маркировкой.

Например, творожок, йогурт, мороженое, питьевая вода в своей закрытой упаковке. Эти продукты надо продавать поштучно как отдельный товар, а не как услугу общественного  питания. Сканируем 2D-сканером коды указанных продуктов на кассе и тем самым показываем выбытие этих кодов маркировки из оборота. Сроки, когда надо работать по этому правилу, обозначены в статье выше.

Если открываем, например, бутылку воды и подаём её со стаканом как часть заказа — через кассу такое выбытие не отражаем. Такие товары списываются по правилам объёмно-сортового учёта с 1 сентября (для воды — с 1 ноября).

 

Как надо работать в системе «Честный ЗНАК»

Выбытие продуктов через систему «Честный ЗНАК»:

1. При приёмке необходимо сверить наименование и количество товара, которые привёз поставщик, с данными, которые указаны в УПД.

УПД — универсальный передаточный документ, который вы получили в системе электронного документооборота (рассмотрим в следующем разделе).

2. Если всё совпало, то подписываем УПД с помощью электронной подписи.

3. Передаёте продукты на склад или кухню.

4. Если есть расхождения в УПД и фактически полученном товаре, то в системе «Честный ЗНАК» формируем «универсальный корректирующий документ» и подтверждаем  принятие только той продукции, которая к вам пришла. Действуем также, если часть товара оказалась некачественной.

5. В течение трёх рабочих дней выводите принятую продукцию из оборота, для этого в личном кабинете нажимаете кнопку «Вывести из оборота». Вывести принятую продукцию из оборота можно сразу после приёмки.

Важно! При объёмно-сортовом учёте надо сразу вывести из оборота ВСЮ партию товаров, которую получили по УПД и оприходовали на склад, даже если это будет большая для общепита партия: 1000 пачек молока, 500 пачек сливок, 300 упаковок сыра. Т.о. для целей прослеживаемости маркировки мы подтверждаем, что все товары приняли, они были промаркированы и мы в дальнейшем будем их использовать для приготовления блюд и напитков.

 

Как выполнить требования к маркировке: обновление кассы и необходимое ПО

Как подготовить кассу для работы с маркировкой. Понадобится следующее оборудование:

Фискальный накопитель нового формата ФН-М (рассчитан на работу с маркированными товарами).
Прошивка кассы для работы с форматом документов ФФД 1.2.
2D-сканер, чтобы кассир считал код маркировки при продаже молочного продукта или бутилированной воды гостю.
Это то, что нужно общепиту для работы с маркировкой уже сейчас.

Как подготовиться к маркировке, которая стартует в сентябре?

Для этого понадобятся:

Электронная подпись — усиленная квалифицированная (УКЭП). Она должна быть оформлена на руководителя организации или ИП. Если у вас такая подпись есть, можно использовать её. Ей вы будете подписывать УПД.
Зарегистрировать ваш бизнес в системе маркировки «Честный ЗНАК». Это обязательно делать на сайте честныйзнак.рф, другие сайты — не официальные. Пока на сайте сегмент HoReCa не введён, но вы можете регистрироваться уже сейчас, временно выбрав «розницу». К 1 сентября нужный сегмент появится в системе, и вы поменяете статус.
Подключить или настроить электронный документооборот. Для этого разработана бесплатная система «ЭДО Лайт», можно обмениваться документами через неё (доступна на сайте честныйзнак.рф). Если вы уже пользуетесь коммерческим сервисом обмена электронными документами, то нужно дополнительно настроить его для работы с системой «Честный ЗНАК».
Работать с маркированными товарами можно и через бесплатное приложение «Честный ЗНАК. Бизнес» (можно скачать на App Store и Google Play). Там доступна приёмка товаров, работа с УПД и формирование акта расхождений, сканирование товаров (актуально с 1 декабря 2023 года), прямая связь с техподдержкой 24/7.

 

Штрафы при работе с маркированной продукцией в общепите

В законодательстве предусмотрены санкции при нарушении порядка работ с маркированными товарами. Эти несоответствия требованиям выявляют Роспотребнадзор и налоговая инспекция. Перечислим основные примеры, за которые ресторанный бизнес может получить штраф.

Нарушение Штраф
Заведение не зарегистрировано в системе «Честный ЗНАК» после 1 сентября 2022 года

Нарушены сроки подачи сведений о приёмке маркированных товаров в систему «Честный ЗНАК»

Продажа в розницу товаров без их вывода из оборота через кассу

1 000–10 000 рублей (или возможно просто предупреждение) для должностных лиц и ИП

50 000–100 000 рублей для юридических лиц

Помимо этого, для участников оборота маркированных товаров предусмотрена административная ответственность в размере до 300 000 рублей, а также уголовное наказание. Это касается серьёзных и систематических нарушений правил работы с маркированными продуктами.

 

Наши профильные специалисты предоставят Вам бесплатную консультацию по вопросам пищевой стандартизации и сертификации: разработка/приобретение ТУ или СТО, внесение изменений в действующие ТУ, аудиту пищевого предприятия.

Наши телефоны

8(475-45)5-09-80
8(475-45)5-14-13
8(475-45)5-31-48
8(902) 734-48-79
8(953) 719-90-43

WhatsApp Viber
8(960) 665-44-41

Написать на электронную почту
agropit@mail.ru

ВЕРНУТЬСЯ
В НАЧАЛО ДОКУМЕНТА