Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию провел круглый стол на тему «Совершенствование законодательства, регулирующего вопросы качества и безопасности пищевой продукции: проблемы и решения».
В мероприятии приняли участие сенаторы РФ, представители Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства здравоохранения РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Роскачества, Росаккредитации, Росстандарта, Научно-производственного центра «Агропищепром», а также представители отраслевых объединений АПК, розничных торговых сетей и отраслевой науки. Участники Круглого стола обсудили необходимые предложения и рекомендации, направленные на практическое решение проблем качества и безопасности пищевой продукции.
«Вопрос незаконного оборота пищевой продукции регулярно поднимается на заседаниях Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции», — отметил Сергей Митин.
Россельхознадзором представлены результаты работы по борьбе с недостоверным декларированием зерна. C каждым годом растет количество деклараций, действие которых прекращено, приостановлено и признано недействительными территориальными управлениями Россельхознадзора.

Круглый стол «Совершенствование законодательства, регулирующего вопросы качества и безопасности пищевой продукции: проблемы и решения» в Совете Федерации РФ
По данным Роспотребнадзора за 9 месяцев 2023 года количество прекращенных деклараций составило 12 035 штук. За период с 2020 года по сентябрь 2023 года Россельхознадзором было выявлено 150 лабораторий, фактически отсутствующих и не осуществляющих свою деятельность по фактическим адресам. При этом указанными лабораториями-фантомами могло быть выдано несколько тысяч или десятки тысяч протоколов испытаний, на основании которых регистрировались декларации о соответствии.
Учитывая изложенное Россельхознадзором, был инициирован ряд изменений в технический регламент Таможенного союза «О безопасности зерна» (ТР ТС015/2011), в частности:
— необходимость подтверждения заявителями соответствия отдельных видов пищевой продукции, в том числе зерна, требованиям технических регламентов ЕАЭС только в аккредитованных испытательных лабораториях;
— необходимость регистрации декларации о соответствии на конкретную партию, а не на серийное производство;
— проведение отбора проб для целей декларирования c обязательным привлечением лиц, аккредитованных на отбор проб;
— исключить возможность добровольной аккредитации испытательных лабораторий, проводящих исследование пищевого сырья и продукции.
В настоящее время предложения Россельхознадзора проходят обсуждение с государствами-членами ЕАЭС на площадке Евразийской экономической комиссии.

НПЦ «АГРОПИЩЕПРОМ» на круглом столе «Совершенствование законодательства, регулирующего вопросы качества и безопасности пищевой продукции: проблемы и решения» в Совете Федерации РФ
Росстандартом, который представила начальник Управления стандартизации ведомства Ирина Киреева, были выдвинуты предложения о внесении изменений в законодательство в сфере стандартизации. Научно-производственный центр «Агропищепром» также акцентировал внимание на совершенствовании законодательства, регулирующего вопросы качества и безопасности пищевой продукции, путём введения обязательной экспертизы (регистрации) Технических условий (ТУ) и Стандартов организации (СТО) на пищевые продукты в соответствии с порядком, установленным законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии с современным законодательством, изготовитель сам разрабатывает, утверждает, изменяет ТУ, закон его не регламентирует в этом деле, кроме основополагающих моментов, что ТУ должны разрабатываться на основе других национальных документов по стандартизации. Технические комитеты по стандартизации могут давать заключения на ТУ и ТУ может быть зарегистрировано в Росстандарте, но эта часть работы добровольная.
В этой связи предлагается проработать следующие вопросы:
— внесение изменений в законодательство в сфере стандартизации:
— отменить норму, предусматривающую, что порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отменены и применения ТУ устанавливаются организациями самостоятельно,
— предусмотреть, что проект технических условии перед их утверждением должен представляться в соответствующий технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации для приведения экспертизы,
— предусмотреть, что технические условия должны быть зарегистрированы в Федеральном информационном фонде стандартов,
— предусмотреть обязательность контроля за соблюдением изготовителем технических условий,
— возможность для контролирующих органов получения текста технических условий,
— при установлении несоответствия технических условии предусмотреть их отзыв.
Предложения Национального союза производителей молока (Союзмолоко) в проект итогового документа круглого стола Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике природопользованию связаны с необходимостью борьбы с фальсификацией молочной продукции в канале государственных закупок. В рамках государственных и муниципальных заказов существует повышенный риск поставки молочной продукции, при производстве которой произошла замена молочных жиров растительными жирами, равно как некачественной продукции.
Проверки в этом канале, если имеют место, то проводятся существенно реже, чем в обычном розничном канале продаж. Кроме этого, общественные риск от нарушения, связанного с поставкой фальсифицированной молочном продукции, представляется особенно высоким в связи с тем, что в рамках канала продукция поставляется в социальные учреждения: детские сады больницы, школы.

Круглый стол «Совершенствование законодательства, регулирующего вопросы качества и безопасности пищевой продукции: проблемы и решения» в Совете Федерации РФ
Обсуждались вопросы ужесточения административной ответственности за фальсификацию и нарушение прослеживаемости.
Рассматривается проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Законопроектом предлагается внести два изменения в КоАП РФ. Во-первых, установить административную ответственность за обращение фальсифицированных, некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, а также пищевой продукции, в отношении которой не может быть подтверждена прослеживаемость (проектируемая статья 6,5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях далее – КОАП РФ). Во-вторых, законопроектом предлагается ужесточить административную ответственность по статье 14.43 «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов».
Союзмолоко поддерживает намерения ужесточить ответственность за фальсификацию молочной продукции. Вместе с тем предлагаемая формулировка имеет проблемы, которые приведут к несоразмерным штрафам по следующим причинам.
- Документы стандартизации содержат противоречащие друг другу, нормы допустимого содержания веществ. До гармонизации считать такие превышения нарушением нельзя.
- Для отдельных показателей существующие методы дают недостоверные результаты. До разработки достоверных методов считать превышение фальсификацией или нарушением нельзя.
- Вид фальсификации, который можно достоверно установить и который является ключевым нарушением для молочной продукции, — это замена молочных жиров растительными.
Заместитель руководителя Национальной Мясной Ассоциации Синельников Максим Вячеславович отметил, что ни в Федеральном законе № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ни в технических регламентах ТС/ЕАЭС не установлены количественные критерии, отражающие признак фальсификации, не разработаны и не внедрены инструментальные методы контроля, позволяющие однозначно квалифицировать нарушение в качестве фальсификации.

Круглый стол «Совершенствование законодательства, регулирующего вопросы качества и безопасности пищевой продукции: проблемы и решения» в Совете Федерации РФ
В этих условиях, по мнению Национальной Мясной Ассоциации, государственные органы контроля (надзора) субъективно по своему усмотрению принимают решения о факте фальсификации. Нарушителем может быть признан любой производитель пищевой продукции, даже в случае обнаружения в продукции следов ДНК более дорогого сырья и отсутствия умысла как признака фальсификации. То есть признака фальсификации нет, так как никакой выгоды от этого производитель не получает, а вина устанавливается.
Проблема заключается в том, что органы контроля (надзора) при оценке состава мясной продукции применяют качественную методику идентификации видового состава мясной продукции. Эта методика имеет очень высокую чувствительность на уровне 0,001%. Метод говорит о том, что обнаружена ДНК искомого вид мясного сырья. Однако метод предназначен для экспресс-анализа, и он не позволяет установить количество выявленного ингредиента.
Действующие технические регламенты не устанавливают обязательных требований по количественному определению в мясной продукции фрагментов ДНК, не заявленных в маркировке продукции, а также не устанавливают соответствующих допустимых уровней их содержания в продукции.
Между тем, существующие санкции за нарушения требований, технических регламентов, установленные статьей 14.43 КоАП, уже сегодня предусматривают серьезные административные штрафы за нарушения требований технических регламентов с возможной конфискацией предметов административного правонарушения, и пересмотр санкций возможен лишь при условии наличия оснований и подготовленного обоснования.
Российский государственный аграрный университет им. Тимирязева отметил отсутствие в Законе «Об органической продукции…» запрета на использование термина «органический», а также его сокращений или слов, производных от этого слова («органик», «био» и «эко»), для маркировки продукции, не являющейся органической. Это приводит к тому, что недобросовестные производители присваивают своей продукции эти «зеленые» приставки, вводя потребителей в заблуждение, подрывая доверие потребителей к действительно органической продукций. Это явление, получившее название «гринвошинг» (зеленое отмывание), сейчас довольно широко распространено, поэтому законодателю следует принять меры по борьбе с ним, установив соответствующие запреты и ответственность за их нарушение.
Борьба с гринвошингом (для которого желательно было бы найти соответствующий русскоязычный термин) будет способствовать не только защите прав потребителей сельскохозяйственной продукции и пресечению недобросовестной конкуренции, но и защите прав производителей органической сельскохозяйственной продукции.

Юлия Саввина, директор по науке и производству ООО НПЦ «Агропищепром» на круглом столе «Совершенствование законодательства, регулирующего вопросы качества и безопасности пищевой продукции: проблемы и решения» в Совете Федерации РФ
Затрагивались актуальные вопросы применения антибиотиков в животноводстве, методы определения антибиотиков в пищевых продуктах и влияние фальсифицированной антибиотиками продукции на здоровье человека.
Антибиотики широко применяются в животноводстве для лечения и в кормовых добавках как стимуляторы роста. В пищевой промышленности антибиотики крайне редко используются для консервирования продуктов и увеличения сроков хранения. Чаще можно встретить фальсификацию антибиотиками сельскохозяйственного сырья и продукции с целью повышения их хранимоспособности. Через животных антибиотики могут попадать в пищу. Среди продуктов питания молоко и молочные продукты занимают важное место, особенно они необходимы для подрастающего поколения. В настоящее время антибиотики рассматриваются как серьезный фактор контаминации пищевой продукции и источника формирования антибиотикорезистентности и пищевых аллергий.
Председатель совета Молочного союза России Людмила Маницкая подняла вопросы вокруг применения на практике в контрольной деятельности МУ 4.1./4.2.2484-09 «Оценка подлинности и выявление фальсификации молочной продукции» в части норм по жирнокислотному составу при проверке подлинности молочной продукции, а также затронула проблемы борьбы с фальсификацией пищевой продукции и неконтролируемым использованием пестицидов и агрохимикатов в сельском хозяйстве, проводимой в сфере компетенций Россельхознадзора и Общественного совета при РСХН.
«Важное значение имеют и вопросы регулирования генно-инженерной деятельности», — подчеркнул Сергей Митин.
Как заявил парламентарий, для успешного достижения поставленной цели повышения качества и безопасности продукции АПК необходимо продолжить совершенствование законодательства, в том числе по защите прав потребителей с одновременным усилением ответственности за нарушение установленных требований. По мнению Сергея Митина, важно выстроить консолидированную и согласованную систему взаимодействия всех профильных органов власти.
Все самые свежие новости, актуальные изменения законодательства в полезнейшей группе для производителей пищевой продукции, общепита, агропредприятий, переработчиков сельхозпродукции и фермеров
По всем возникшим вопросам Вы можете обращаться:
Бесплатный телефон для всех звонков —
8800101-96-61