23 мая 2017 года НПЦ «Агропищепром» провел дегустацию продуктов питания, на этот раз выбор пал на колбасу варено-копченую, произведенную по ГОСТ 55455-2013 «Колбасы варено-копченые. Технические условия».
Перед проведением дегустации экспертная комиссия НПЦ «Агропищепром» провела ряд социальных опросов населения на улицах городов: Липецка, Тамбова, Мичуринска.
Число опрошенных респондентов составило 300 человек.
Им были предложены следующие вопросы:
Какой критерий при покупке варено-копченой колбасы для вас наиболее важен?
- Произведена по ГОСТ.
- Высокие вкусовые качества.
- Популярный производитель.
- Авторитетная торговая сеть.
- При покупке руководствуются своим эмоциональным состоянием, совершают покупку спонтанно.
30 % респондентов отдают предпочтение колбасным изделиям, произведенным по ГОСТу, 50 % респондентов делают свой выбор по главному критерию – вкусовым качествам (основываясь на ранее совершенной покупке), 25 % респондентов при покупке колбасы руководствуются популярностью производителя, еще 10 % опрошенных совершают покупку колбасных изделий исходя из авторитета торговой сети, остальные 15% опрошенных распределились таким образом: 10 % — совершают покупку спонтанно, 5 % — вообще не покупают колбасу.
Исходя из данных соцопроса, НПЦ «Агропищепром» сконцентрировал свое внимание на колбасе варено-копченой, произведенной по ГОСТ, в средней ценовой категории.
Колбасные изделия в последние годы пользуются у населения особой популярностью. Эта продукция занимает четвертую позицию в шкале продуктов, пользующихся постоянным спросом у населения, уступая фруктам и овощам, молочным и хлебобулочным изделиям.
Варено-копченые колбасы занимают около 13,5 % от всего ассортимента колбас на рынке.
По оценкам аналитиков, потребление колбасных изделий в расчете на одного жителя России составляет 14 кг в год.
Рынок колбасных изделий отличается разнообразием. При этом количество представленных на рынке марок и разновидностей продолжает увеличиваться: если к концу 2005 года на российском рынке присутствовало 5 тыс. разновидностей продуктов мясной гастрономии, то к концу 2016 года их число возросло до 7 тыс.
Но, несмотря на все разнообразие ассортиментного ряда, при подготовке к дегустации выявилась следующая проблема: на рынке колбасных изделий нет необходимого ассортимента варено-копченых колбас, выпущенных по ГОСТу, поэтому выбор пал на самые распространенные наименования: колбаса «Московская» и «Сервелат».
До сих пор ГОСТ на продукцию воспринимается населением как гарантия качества, обещание высокого уровня стандарта, выданное государством, и потому — пользующееся безусловным доверием. Так ли это на самом деле поможет определить дегустация.
По результатам лабораторных анализов все образцы соответствовали требованиям микробиологической и токсикологической безопасности, и по показателям содержания токсичных элементов также соответствовали ТР ТС 021, ТР ТС 034, ТР ТС 29. Закупка колбас производилась в популярных торговых сетях: ООО «Ашан», ООО «Любимые продукты», ООО «О’КЕЙ», ЗАО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит»), ТЦ «Айсберг», гипермаркет «Линия».
Была сформирована дегустационная комиссия, в роли главных экспертов выступили: инженер-технолог – Евгений Николаевич Евдокимов, канд. с-х. наук Артем Юрьевич Чухланцев, канд. с-х. наук Сергей Владимирович Усов, канд. с-х. наук Сергей Александрович Колесников, которые составили программу дегустации в ходе которой прошло обсуждение критериев оценки органолептических показателей продукции, оценка маркировки колбас и, непосредственно, сама дегустация.
Оценить качество колбас было предложено сотрудникам Научно-производственного центра, среди них – профессор, доктор сельскохозяйственных наук, заслуженный деятель науки РФ, председатель научно-технического совета НПЦ «Агропищепром» — Михаил Иванович Болдырев.
Органолептическая оценка проходила по следующим критериям:
- Внешний вид батона
- Внешний вид на разрезе
- Вкус
- Цвет
- Запах
- Консистенция
Оценка производилась по пятибальной шкале, где:
5 баллов – полное соответствие требованиям;
4 балла – незначительные несоответствия;
3 балла – заметные несоответствия;
2 балла – явные несоответствия;
1 балл – выраженные несоответствия (грубые)
Оценка маркировки
Маркировка большинства образцов содержит все данные, легкочитаема, внешне привлекательна. Самый распространенный недостаток некоторых образцов – это заклейка стикером предприятия информации о составе, неровно напечатанная на стикере информация (текст обрезан), использование слишком мелкого шрифта, что делает информацию плохо заметной и трудно читаемой.
Ассортимент дегустации насчитывал 16 образцов: 9 образцов колбасы «Московской», 7 образцов «Сервелата».
Колбаса варено – копченая «Московская». Результаты органолептической оценки.
Омрачило начало дегустации наличие в нескольких образцах осколков кости, что является прямым следствием нарушения контроля качества на этапе подготовки сырья. Один из дегустаторов повредил зуб таким осколком, присутствующим в образце «Московской» колбасы производства МПП «На Ипподромной» (дальнейшие действия члена дегустационной комиссии по этому поводу уточняются). Так же, осколок кости присутствовал в колбасе «Московской» производства ООО «Жупиков» и в одном образце колбасы варено-копченой «Сервелат» производства АО МПК «Максимовский». Данные дегустационные образцы, несмотря на удовлетворительные органолептические показатели были отбракованы дегустационной комиссией.
Лидерами дегустации в сегменте колбасы «Московской» стали образцы производства: Ростовского колбасного завод «Тавр» и мясокомбината «Владимирский стандарт». Эти образцы набрали максимальное количество баллов – 4,2 и обладали наиболее сбалансированным вкусом, приятным запахом и упругой консистенцией.
У остальных образцов места распределились следующим образом:
- «Останкино» Москва – 3,9 балла
- «Черкизовский» 3,9 балла
- ОАО «Мичуринский мясоптицецех» Мичуринский — 3,9 балла
- «МПК Чернышевой». Липецкая обл. Грязинский р-н, с. Казинка – 3,6 балла
- ООО Мясокомбинат «ЭКО», ТМ «Бахрушин» – 3,6 балла
- Ростовский колбасный завод «Тавр»
- Мясокомбинат «Владимирский стандарт»
- Мясокомбинат «Останкино»
- Мясоперерабатывающий завод «Черкизовский»
- ОАО «Мичуринский мясоптицецех»
- МПК «Чернышевой»
- ООО Мясокомбинат «ЭКО», ТМ «Бахрушин»
Колбаса варено – копченая «Сервелат». Результаты органолептической оценки.
Исходя из вышесказанного о наличии кости в образце колбасы варено-копченой «Сервелат» производства АО МПК «Максимовский», данный образец был так же забракован дегустационной комиссией.
Лидерами в данном сегменте стал образец «Сервелата», изготовленный Мясным производством «РЕМИТ», он набрал 4,1 балла.
На втором месте, набрав 4,0 балла, расположилось сразу несколько образцов:
«Мясной дом Бородина». ООО «МТБ» и ООО Дмитрогорский мясоперерабатывающий завод. ТМ «Ближние Горки»
Далее места распределились следующим образом:
- ООО Мясокомбинат «Дубки» — 3,8 балла
- «Черкизовский» — 3,7 балла
- Мясокомбинат «Сагуны» — 3,4 балла
- Мясное производство «РЕМИТ»,
- «Мясной дом Бородина». ООО «МТБ»
- ООО Дмитрогорский мясоперерабатывающий завод. ТМ «Ближние Горки»
- ООО Мясокомбинат «Дубки»
- Мясоперерабатывающий завод «Черкизовский»
- Мясокомбинат «Сагуны»
Как видно из вышеперечисленного, ни один образец не набрал максимально высоких балов, по органолептической оценке, следовательно, ни один из образцов не отвечает на 100 % требованиям ГОСТ, а это значит, что производители, в чьем арсенале есть ГОСТ очень успешно манипулируют этим стереотипом: наносят на маркировку крупные, бросающиеся в глаза надписи: «Сделано по ГОСТу», «ГОСТ – значит качество» и др., на самом деле, можно смело утверждать, что качество и безопасность пищевых продуктов зависят не от вида нормативного документа, а от добросовестности изготовителя и от наличия внутреннего контроля и надзора за производством на самом предприятии и контроля уполномоченными государственными органами.
НПЦ «Агропищепром» приводит рекомендации, как выбрать колбасу варено-копченую, основываясь на требованиях ГОСТа. В первую очередь стоит обратить внимание на то, какую продукцию лучше не приобретать и не употреблять в пищу:
Рекомендации делятся на два типа:
- Несоответствия, которые можно определить в торговой точке:
— с загрязнениями на оболочке и с наплывами фарша над оболочкой;
— с лопнувшими или поломанными батонами (батончиками);
— с нарушением целостности оболочки батонов (батончиков) и/или упаковки (для продукции, упакованной под вакуумом или в модифицированной атмосфере);
— с наличием жировых отеков.
- Несоответствия, которые определяются уже после покупки:
— с наличием серых, зеленых пятен, с несвойственным данному виду продукта цветом (перламутровые переливы и др.);
— с рыхлым фаршем;
— со шпиком желтого цвета или со шпиком с красными пятнами;
— с неприятным, несвойственным мясным продуктам запахом.
Если придя домой, вы обнаружили в купленной колбасе какой-либо дефект, неприятный запах, неестественный цвет, большое количество пустот, такой продукт лучше не употреблять в пищу.
НПЦ «Агропищепром» ведет постоянную деятельность по защите прав как производителей, так и потребителей и приготовил для Вас еще много интересной и полезной информации о том, что находится на прилавках наших магазинов!
- Дегустация колбас варено-копченых
- Дегустация колбас варено-копченых
- Дегустация колбас варено-копченых