Помогать надо своим. Нельзя упускать шанс для развития
Появился шанс
— Сергей Александрович, ваша организация, насколько известно, довольно плотно занимается импортозамещением.
— Да, этот вопрос в пищевой промышленности, а также сельском хозяйстве обрёл особую актуальность для страны и нашей организации. Ежедневно к нам обращаются с различными вопросами производители со всей страны. Поэтому из первых уст узнаём обо всех тенденциях на рынке пищевых продуктов. И уже на этапе обращения включаемся в работу и определяем её дальнейший вектор.
Наш центр оказывает поддержку отечественному бизнесу в сложившихся условиях, помогает в совершенствовании производства, освоении новых технологий. Это важное направление нашей работы, поскольку технологический и технический уровень отечественных производителей пока не дотягивает до европейских стандартов. Наши партнёры это понимают, поэтому всё чаще обращаются за консультативной помощью. Собственно, о нашем вкладе в импортозамещение говорит тот факт, что мы помогаем внедрить технологии производства именно тех продуктов, которые производились в санкционных странах.
— Каковы, на ваш взгляд, плюсы и минусы импортозамещения?
— На сегодняшний день это двигатель технологического прогресса России. Контрсанкции дают исключительный шанс завоевать рынок. Мы настраиваем своих партнёров, чтобы их продукция была конкурентоспособной с импортными аналогами и после отмены контрсанкций.
Импортозамещение позволит не только решить стратегическую задачу — повысить продовольственную безопасность страны, но и создать дополнительные рабочие места, сохранив в стране значительный объём денежных средств, удешевить основные социальнозначимые продовольственные товары — хлеб, овощи, мясо, рыбу, молокопродукты — и, в том числе, защитит нас от ещё более жёстких санкций.
У импортозамещения есть и отрицательные последствия. Среди них снижение ассортиментного разнообразия продуктов, повышение цен на продукты из натурального сырья, но главное — это падение качества продовольственных товаров, что вполне объяснимо. Не секрет, что в России дефицит качественного сырья, стоимость его дороже зарубежных аналогов. Для того чтобы резко не поднимать цены, производители вынуждены замещать его сырьём более низкого качества.
По делам увидите

Исполнительный директор ООО НПЦ «Агропищепром», кандидат сельскохозяйственных наук Сергей Колесников
— Что необходимо для успешного развития российского бизнеса в области пищевой промышленности?
— Нужно не только перенимать зарубежный опыт внедрения современных технологий, но и развивать свой научный потенциал, продвигать собственные научные разработки и технологии, готовить высококвалифицированные кадры.
Если каждый производитель поставит цель — обеспечить российский рынок продуктами, не уступающими по безопасности, качеству и экономическим показателям передовым зарубежным образцам, то, возможно, вопрос импортозамещения в скором будущем будет решён.
— Несмотря на возникающие проблемы, видны ли результаты политики импортозамещения?
— С момента введения контрсанкций мы наблюдаем рост обращений по вопросам производства молочной продукции, в частности сыров, где доля импорта была особенно высока. В текущем году специалистами Научно-производственного центра «Агропищепром» разработано несколько десятков новых технических условий на молоко и молочные изделия, в их числе: «Сыры мягкие», «Сыры фасованные», «Продукты цельномолочные», «Продукты кисломолочные послойные», «Молочные продукты сухие», «Молоко кобылье сырое», «Кумыс и кумысные продукты», «Смеси для мороженого сухие», «Сливки высокожирные» и др. Это пример того, как производители с нашим участием вышли на рынок и наполнили прилавки отечественных магазинов своими товарами.
В нашем центре 3 сентября состоялась дегустация сыров отечественного производства, являющихся аналогами импортного сыра — «Моцарелла», «Ламбер», «Пармезан», «Маасдам». В дегустационную программу были включены сыры различных групп: мягкие, мягкие рассольные, мягкие с плесенью, полутвёрдые, твёрдые, рассольные. Лидером среди мягких сыров стал сыр «Моцарелла», произведённый в Тульской области; среди полутвёрдых сыров — «Ламбер», изготовленный в Москве, среди твёрдых сыров — «Пармезан» Санкт-Петербургского производства. Вполне могут конкурировать с западными аналогами, по словам нашей дегустационной комиссии, сыры с плесенью — это сыр с белой плесенью «Камамбер Блан», изготовленный в Белгородской области. Дегустация показала, что отдельные сыры российского производства имеют высокие вкусовые качества, и уже сегодня у нас есть ассортиментный выбор сыров различных групп.

Дегустация — это не реклама, а оценка качества.
Радует и тот факт, что заметное импортозамещение произошло на рынке мяса и мясных продуктов. Наблюдается интенсивный рост внутреннего производства птицы, говядины, свинины. Технологии на производство мясопродуктов — самые востребованные в нашем центре. В частности, только в этом году нами разработаны ТУ на продукты мясные деликатесные, полуфабрикаты из мяса птицы, полуфабрикаты из субпродуктов продуктивных животных, хлебы мясные, колбасы полукопчёные, варёно-копчёные и жареные из мяса диких животных. Особым спросом пользуются технологии производства халяльной и диетической продукции, а также мясных продуктов для детского питания.
Сейчас мы отмечаем повышенное внимание к безопасности производимой продукции. Всё чаще производители обращаются к принципам ХАССП — управление качеством пищевых продуктов, позволяющее предупредить все возможные риски при производстве. Мы всегда охотно помогаем предприятиям в разработке и внедрении ХАССП.
Помощь придёт
— Чем ещё может помочь ваша организация в период импортозамещения?
— Политика нашего центра направлена на содействие импортозамещению, предусматриваются различные меры поддержки российских пищевых предприятий —
это бесплатные консультации, скидки, рассрочка оплаты, бесплатная послепродажная поддержка предприятий, информирование об изменениях нормативного законодательства, помощь в продвижении научных разработок и создании новых технологий, содействие в налаживании отношений с поставщиками и другими деловыми партнёрами… Сотрудничество с нами позволило многим предприятиям достичь высоких результатов в производстве качественного, востребованного на российском рынке продукта. Если вы хотите воспользоваться услугами нашего центра, позаимствовать многолетний накопленный опыт наших специалистов, звоните по телефонам: +7 (475-45) 5-09-80; 5-14-13 или задавайте вопросы и получайте on-line консультации на нашем сайте www.agropit.ru