Производители продуктов питания смогут зарегистрировать географическое указание продуктов

Новый вид индивидуализации товаров — географические указания (ГУ) — появился в России, с 27 июля вступила в силу основная часть соответствующего закона, который был подписан президентом РФ Владимиром Путиным год назад.

Закон, который вносит изменения, в частности, в Гражданский кодекс, призван упростить возможности регистрации и продвижения региональных брендов, используя для этого систему ГУ. Под ними понимается обозначение товара, происходящего с территории географического объекта и обладающего характеристиками, которые создают ассоциации с определенной территорией происхождения товара.

С введением географического указания производители смогут получить правовую охрану обозначений, предназначенных для маркировки местной продукции, которая «не дотягивает» до уровня регистрации обозначения в качестве наименования места происхождения товара (НМПТ) ввиду наличия жестких требований к этому объекту интеллектуальной собственности.

Ранее производители могли подчеркнуть географические особенности происхождения товаров через регистрацию НМПТ.

Что такое географическое указание?

Географические указание — это объект интеллектуальных прав, который скоро должен появиться в российском законодательстве. Законопроект о внесении ГУ был внесен в Госдуму в 2018 году, поправки в Гражданский кодекс РФ должны способствовать продвижению российских региональных брендов.

Законопроект вводит новое понятие – «географическое указание», которое должно стать самостоятельным объектом интеллектуальных прав. Им будет обозначение, которое позволит идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта, при этом качество, репутация и другие характеристики также будут определяться его географическим происхождением.

В пояснительной записке указано, что у всех субъектов РФ есть культурные, географические, экономические особенности и отличия, которые могут стать конкурентными преимуществами. При этом регионы России обладают высоким потенциалом в части наличия товаров, уникальность которых обусловлена географическим положением и передающимися из поколения в поколение традициями, таких как «Краснодарский чай», «Башкирский мед», «Хохлома», «Дулевский фарфор», «Тульский пряник» и другие. Законодатели указывают, что ими была выявлена потребность в охране более значительного количества существующих в России обозначений, указывающих на географическое происхождение товаров, которые по факту обладают определенным качеством и репутацией.

Что такое НМПТ?

Наименование места происхождения товара — это уже существующее в законодательстве обозначение, применяемое к товару, который производится в определенном месте и ассоциируется с ним в силу своей уникальности. Например, «Ессентуки», тульские пряники, астраханские арбузы, адыгейский сыр и башкирский мед — это все товары, зарегистрированные как НМПТ.

В Советском Союзе не существовало патентных прав, и фактически система охраны наименований места происхождения товара в России существует с 1992 года. Она появилась одновременно с законодательством о товарных знаках и знаках обслуживания.

В дальнейшем закон дважды менялся в 2002 и 2008 году (второй раз — когда была введена в действие четвертая часть Гражданского кодекса РФ). По сути, все изменения были частью нормативной подготовки к вступлению России в ВТО, что позволило к 2012 году стать участником Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности. В последний раз российская система интеллектуальных прав менялась в 2014 году поправками в Гражданский кодекс.

В отличие от товарного знака, НМПТ привязан к региону, а также им могут обладать несколько юридических лиц, расположенных в рамках одного географического региона. Наименованиями места происхождения товара занимается Роспатент, он как регистрирует новые товары, так и предоставляет исключительные права на пользование.

В случае, если производитель хочет зарегистрировать НМПТ, он должен соответствовать определенным требованиям, в том числе производить товар, имеющий особые подтвержденные свойства, а также производить его на территории, которая позволяет получать эти самые уникальные свойства.

Кроме того, нужно учитывать, что обозначения, вошедшие в России во всеобщее употребление, которые не связаны с какой-либо локацией, не могут быть зарегистрированы как наименования места происхождения товара. Обычно процедура регистрации занимает около двух месяцев, дополнительно владелец НМПТ может запросить в Роспатенте регистрацию товарного знака. Регистрация НМПТ осуществляется сроком на 10 лет, по истечении ее можно продлевать неограниченное количество раз.

Что еще дает НМПТ, помимо уникального права на использование товара? Во-первых, владелец патента может использовать наименование товара везде, где хочет — на этикетке, упаковке, в рекламе, документах. Во-вторых, обладатель свидетельства может запрещать другим использовать наименование, если у них такого же НМПТ нет. Правообладатель даже может потребовать возместить убытки за незаконное использование НМПТ, вплоть до суммы, равной двукратному размеру стоимости товара. Можно и больше, но это уже решать суду.

Чем они отличаются?

Главное отличие географического указания от НМПТ — упрощенная регистрация и требования. В случае с новой инициативой, для соблюдения географического указания необходимо, чтобы хотя бы одна из стадий производства, влияющая на формирование особых характеристик товара, осуществлялась на указанной территории. Для соблюдения НМПТ же необходимо, чтобы все стадии производства осуществлялись на определенной территории.

Предполагается, что географическое указание также будет охраняться в течение всего времени существования возможности производить товар, который отвечает требованиям, Исключительное право также, как и в случае с НМПТ, действует в течение 10 лет и предоставляется по итогам подачи заявки в Роспатент.

Например, производитель может брать не все сырье из того самого региона, отдельные этапы производства могут быть выведены за пределы географического объекта. Нужно признать, что в современных условиях это далеко не редкость, подобные действия позволяют уменьшить издержки, оптимизировать процесс производства, при этом сохранить особенности местного продукта.

У правообладателей появится возможность преобразовать НМПТ в ГУ и наоборот — как на стадии рассмотрения заявки, так и после регистрации соответствующего объекта, при соблюдении ряда условий. При этом исключительное право на использование ГУ — это также коллективное право, то есть производители не могут монополизировать свое право на обозначение, поскольку отсутствует возможность распоряжения правом.

Использование географических указаний выгодно, в первую очередь, производителю, поскольку привлекает покупателей, а также дает возможность отличать его продукцию от продукции конкурентов, произведенной в других регионах. Это может влиять на успешное продвижение товара на рынке и увеличение объемов реализации, что в свою очередь должно способствовать расширению и развитию производства, появлению новых рабочих мест. Потребитель же, приобретая товар, сопровождаемый географическим указанием, может быть уверен, что товар качественный и обладает теми характеристиками, на которые он рассчитывает.

Институт защиты продуктов по географическому происхождению существует не первое столетие, однако в России он и по сей день вызывает множество вопросов: не все производители знают, что можно патентовать свои уникальные продукты, в то время как за некоторые из них компании судятся годами.

Географические указания должны подтверждать репутацию и качество товара. Это позволит производителю привлечь покупателей, отличить его продукцию от конкурентов, произведенную в других регионах.

Покупатели смогут узнать такой товар по эмблеме в виде двуглавого орла со щитом, на котором изображены четыре звезды и геральдическая фигура «стропило».