В НПЦ «Агропищепром» проверили на качество самый востребованный продукт любого застолья (от завтрака до банкета) – колбасы варено-копченые

Лабораторные испытания, экспертная оценка и потребительская экспертиза колбас варено-копченых прошли в преддверии самого мужского праздника в году – Дня Защитника Отечества.

НПЦ «Агропищепром» в своей деятельности большое внимание уделяет не только разработке нормативно-технической документации, но и контролю качества пищевой продукции. В связи с этим в 2017 году в компании была учреждена программа контроля качества пищевой продукции, которая успешно функционирует и по сей день.

 

 

В этот раз оценка качества продукции проходила в три этапа:

1. Лабораторные испытания продукта. По результатам лабораторных анализов все образцы соответствовали требованиям микробиологической и токсикологической безопасности, и по показателям содержания токсичных элементов также соответствовали ТР ТС 021, ТР ТС 034, ТР ТС 29. Специалистами был проверен состав колбасных изделий на отсутствие незаявленных компонентов в составе и нежелательных примесей. По данным критериям все образцы так же соответствуют установленным нормам.

 

  1. Экспертная оценка (дегустация). Профильные специалисты НПЦ «Агропищепром», разделив ассортимент на сегменты, оценили органолептические показатели и изучили маркировку. Маркировка большинства образцов содержит все данные, легкочитаема, внешне привлекательна. Самый распространенный недостаток некоторых образцов – это отсутствие категории на маркировке.

 

В экспертную комиссию вошли: Марина Кузыченко — ведущий специалист по разработке нормативно-технической документации, Андрей Дрогалев — главный технолог производства и переработки мясной продукции, Родион Андросов — ведущий эксперт-аудитор отдела стандартизации, сертификации и систем управления качеством, Наталья Грихина — ведущий эксперт-аудитор отдела стандартизации, сертификации и систем управления качество (кандидат биологических наук), Сергей Колесников — исполнительный директор (кандидат сельскохозяйственных наук).

 

Органолептическая оценка проходила по следующим критериям:

  1. Внешний вид батона
  2. Внешний вид на разрезе
  3. Вкус
  4. Цвет
  5. Запах
  6. Консистенция
  7. Потребительская оценка. В данном этапе приняли участие технологи всех отраслей пищевой промышленности НПЦ «Агропищепром». Они оценили органолептические характеристики (за исключением внешнего вида батона).

Оценка производилась по пятибалльной шкале, где:

5 баллов – полное соответствие требованиям;

4 балла – незначительные несоответствия;

3 балла – заметные несоответствия;

2 балла – явные несоответствия;

1 балл – выраженные несоответствия (грубые).

Закупка колбас производилась в популярных торговых сетях: ООО «Ашан», ООО «Метро», ООО «О’КЕЙ», ЗАО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит»), ТЦ «Айсберг», гипермаркет «Линия».

Всего к оценке было представлено 50 образцов колбас варено-копченых из мяса и мяса птицы. Такой обширный ассортимент обусловлен тенденциями развития производства в России. В 2017 году в центре уже проводилась дегустация данного сегмента продукции (об этой дегустации вы можете прочитать здесь). В этот раз закупку производили в тех же самых торговых сетях. И если в 2017 году ассортимент дегустации насчитывал 16 образцов, то в 2022 уже 50. Это наглядно показывает нам темпы развития пищевого производства, несмотря на сложный, пандемийный период в стране. Помимо количества продукции стоит провести аналогию и с качеством.

Здесь мы видим довольно оптимистичную картину.

Итак, образцы распределились следующим образом:

Образцы, набравшие 5 баллов:

1. Сервелат «Зернистый» Великолукский мясокомбинат

2. Сервелат «Зернистый» ООО «Дмитровские колбасы»

3. Сервелат «Рубленный» АО «ЧМПЗ» (из мяса птицы)

Образцы, набравшие 4,8 балла:

1. Сервелат «Баварушка» ЗАО «Стародворские колбасы»

2. Сервелат «Швейцарский» ООО «Дымовское колбасное производство»

3. Сервелат «Зернистый» ООО «Малаховский мясокомбинат»

4. Сервелат «Ореховый» ООО «Мясоперерабатывающий завод «Ремит»

5. Сервелат «Таллинский» ЗАО «Микояновский мясокомбинат»

6. Сервелат ЗАО «Лыткарский МПЗ»

7. Сервелат «Ореховый» ООО МПЗ «Богородский»

8. Сервелат «Швейцарский» ООО «Елецкий мясокомбинат»

9. Сервелат «Рублевский гурман» ООО МПЗ «Москворецкий»

10. Сервелат «Кремлевский» ООО «Владимирский стандарт»

11. Сервелат АО «ЧМПЗ»

12. Сервелат «Финский» АО «Мясокомбинат «Клинский»

13. Сервелат «Московский» ООО «Мясокомбинат «Павловская слобода»

14. Сервелат «Ореховый» Великолукский мясокомбинат

15. Сервелат «Гурман» ООО «Мясокомбинат ЭКО»

16. Сервелат «Европейский» АО «ОМПК»

17. Сервелат «Астория» АО «ЧМПЗ»

18. Сервелат «Коньячный» ООО «Мираторг – Курск»

19. Сервелат «Финский» ООО «Мясокомбинат «Павловская слобода»

20. Сервелат «Коньячный» ЗАО «Партнер Ф»

21. Сервелат ООО «Дмитрогорский мясоперерабатывающий завод»

22. Колбаса «Московская» ЗАО «Суджанский мясокомбинат»

23. Колбаса «Имперская» АО «ЧМПЗ»

24. Колбаса «Императорская» ООО «Царицыно – эталон»

25. Сервелат «Охотничий» ООО «Регионэкопродукт-поволжье» (из мяса птицы)

26. Сервелат «Рижский» ЗАО «Стародворские колбасы» (из мяса птицы)

27. Сервелат «Российский особый» ОАО «Царицыно»

Образцы, набравшие 4,6 балла:

  1. Сервелат «Охотничий» ООО «Саратовский МПК «Ресурс»
  2. Сервелат «Рубленый» АО «ЧМПЗ»
  3. Сервелат «Кремлевский» ЗАО «Стародворские колбасы»
  4. Сервелат «Владимирский» ООО «Владимирский стандарт»
  5. Сервелат «Мускатный» ООО «Мясоперерабатывающий завод «Ремит»
  6. Сервелат «Кремлевский» ООО «Дымовское колбасное производство»
  7. Сервелат «Зернистый» АО «ОМПК»
  8. Сервелат «Коньячный» АО «ОМПК»
  9. Сервелат «Коньячный» ЗАО «Микояновский мясокомбинат»
  10. Сервелат «Финский» ООО «Мираторг – Курск»
  11. Колбаса «Московская» АО «Новая столица»
  12. Колбаса «Балыковая» ООО «Дмитрогорский мясоперерабатывающий завод»
  13. Колбаса «Свиная» АО «Мясокомбинат «Клинский»
  14. Колбаса «Московская» ООО «МПЗ «Мясницкий ряд»
  15. Салями «Элитная» АО «Губкинский мясокомбинат»

Образцы, набравшие 4,2 балла:

  1. Сервелат «Царский» ООО «Саратовский МПК «Ресурс»
  2. Колбаса «Рубленная» ООО «Дмитрогорский мясоперерабатывающий завод»
  3. Колбаса «Балыковая» ООО «Мираторг-Курск»
  4. Салями «Финская» ЗАО «Стародворские колбасы»

И всего один образец, не перешагнувший порог в 4 балла и набрал 3,8 балла:

Сервелат «Европейский» ОАО «Великолукский мясокомбинат». Эксперты и потребители снизили оценку данному образцу за несоответствующий цвет и вкус прогорклого жира.

Стоит отдельно отметить, что мнение экспертов практически полностью совпало с мнением потребителей (специалистов НПЦ «Агропищепром»), в результатах приведены общие подсчеты двух групп.

Исходя из результатов, можно сделать несколько выводов.

Реализуемая сегодня в торговых сетях продукция (колбасы копчено-вареные), находится на довольно высоком уровне. Причем качество ее заметно возросло. Если в дегустационной оценке пятилетней давности, где ни один образец не набрал максимально высоких балов по органолептической оценке, следовательно, ни один из образцов не отвечал на 100% требованиям технической документации, и средняя оценка составляла 3 -4 балла, то в экспертизе 2022 года только один образец показал неудовлетворительные результаты, а остальные образцы совсем не на много отстали от абсолютных лидеров.

Также необходимо обратить внимание на тот факт, что все образцы дегустации 2017 года были произведены по ГОСТ, а в дегустации 2022 года – только один (он набрал 4,8 балла), все остальные колбасы произведены по Техническим условиям. Данный факт еще раз доказывает, что не нормативно-технический документ является гарантом качества пищевой продукции, а добросовестное отношение к производимому продукту. И развеивает миф о том, что продукция произведенная по ТУ уступает ГОСТовской*.

*Справка. Исходя из законодательства, Технические условия разрабатываются на продукцию с качественными характеристиками НЕ НИЖЕ, чем в ГОСТе.

Технические условия на колбасу варено-копченую позволили производителям не только произвести качественную продукцию, но и внести в состав индивидуальные компоненты, например, такие как кедровые орехи, не предусмотренные ГОСТом.

В заключении этой обширной исследовательской работы эксперты НПЦ «Агропищепром» сформулировали рекомендации для потребителей, как правильно выбрать качественный продукт, который будет радовать вас как за завтраком, так и за любым праздничным столом.

Рекомендации делятся на два типа:

  1. Несоответствия, которые можно определить в торговой точке:

— загрязнения на оболочке и наплыв фарша над оболочкой;

— лопнувший или поломанный батон (батончик);

— нарушение целостности оболочки батонов (батончиков) и/или упаковки (для продукции, упакованной под вакуумом или в модифицированной атмосфере);

— наличие жировых отеков.

Такую продукцию потребитель сможет отбраковать находясь непосредственно у прилавка.

  1. Несоответствия, которые определяются уже после покупки:

— наличие серых, зеленых пятен, с несвойственным данному виду продукта цветом (перламутровые переливы и др.);

— рыхлый фарш;

— шпик желтого цвета или шпик с красными пятнами;

— неприятный, несвойственный мясным продуктам запах.

Если вы столкнулись с подобного рода несоответствиями, то такую продукцию лучше не употреблять в пищу. Вы можете:

  1. Обратиться в магазин, если предполагаете, что это не заводской брак, а порча в торговой точке, за возвратом денежных средств или заменой продукта.
  2. Обратиться к производителю (сегодня многие производители ведут более открытую политику и с удовольствием общаются с потребителями).
  3. Обратиться в органы Роспотребнадзора (собственно, вы можете в торговой точке написать жалобу в книгу «Жалоб и предложений» и уполномоченные органы обязаны будут отреагировать на ваше обращение).

НПЦ «Агропищепром» поздравляет всех мужчин с наступающим Днем Защитника Отечества и желает только качественных продуктов каждый день и на праздничном столе! А мы в свою очередь продолжаем нашу программу Контроля Качества Продуктов и обещаем вам еще много интересных исследований!