Вступил в силу ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации»

Вступил в силу ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации"С 26.06.2020 вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2019 N 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации», устанавливающий правила маркировки и продажи винодельческой продукции.

В декабре 2019 года был принят закон о вине, разработкой которого власти занимались около 20 лет. Закон изначально задумывался для направленной защиты российских виноделов. Но стоит разобраться в это вопросе более детально и по пунктам.

1. Вместо одной витрины с вином должны появиться как минимум три: 

  • для «вин России»;
  • для импортных напитков;
  • для «не вина».

На этикетке и контрэтикетке виноградосодержащих алкогольных напитков, в которых фактический объём этилового спирта составляет не более 22%, необходимо будет разместить надпись: «НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВИНОМ». Эта надпись должна занимать от 1⁄5 общей площади этикетки и контрэтикетки. При розничной продаже этих напитков выкладывать их нужно будет отдельно от вина, в том числе игристого и креплёного. Также в торговом зале или ином месте продажи потребуется разместить надпись: «ПРОДУКЦИЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВИНОМ».

При этом ассортимент и разновидность полки с российскими винами рискует оказаться очень скудным, а стоимость одной бутылки превзойдет многие импортные аналоги данных напитков.

Есть предположения, что розничные сети могут отказаться от продажи российских вин. Ящики со сладкими иностранными винами пойдут в утиль, а на прилавках по всей стране останется вино лишь одного или нескольких российский производителей, которые смогут подстроиться под такой закон. Но обо всем по порядку.

В декабре 2019 года Государственная Дума и Совет Федерации совместно приняли документ без единой поправки и уставленного ряда обсуждений, хотя в процессе принятия законопроекта поступило порядка 180 замечаний, в том числе от правительства и государственно-правового управления президента.

В первую очередь, их не устроил пункт, запрещающий использование при производстве российских вин зарубежного сырья. Согласно новому закону, напитки с импортными компонентами будут помечены крупной надписью «не является вином». Хотя в пояснительной записке к документу указано: «Разработанный закон призван регламентировать принципы, ограничения и подходы к производству винодельческой продукции, что должно способствовать укреплению конкурентных преимуществ продукции, произведенной в России».

2. Вводится запрет на использование зарубежных ингредиентов при производстве

Закон о виноделии предлагают распространить на всю винодельческую продукцию — бренди, коньяк и виноградную водку. На данный момент внутреннее потребление вина невозможно обеспечить текущими объемами урожая винограда.

В существующей редакции закона также нет ни слова о том, что делать с той продукцией, которая уже произведена с использованием сырья из-за рубежа и находится в розничной продаже с 26 июня 2020 года.

3. Ожидается значительное подорожание винодельческой продукции

Российский потребитель может столкнуться со сложной ситуацией, которая была в 2006 году. Тогда в силу вступила система маркировки алкоголя ЕГАИС, предназначенная для государственного контроля над объемом производства и оборота этилового спирта. С магазинных полок на какое-то время исчез весь алкоголь, потому что большинство производителей просто не успели перейти на новую систему.

В то же время принятие нового закона может быть выгодно импортерам вина и винной продукции. Если торговые сети откажутся от реализации отечественных напитков или люди не захотят покупать бюджетное «не вино», все полки могут оказаться забиты зарубежной продукцией. Но и в этом случае есть ряд ограничений. Ряд положений закона распространяется и на импортные напитки. К продаже будет запрещено вино, при производстве которого использовали сорта перезревшего винограда, накопившего в себе много природного сахара. Такой прием делает напиток сладким.

Также из нового закона вообще исчезает понятие «фруктовые вина». С 26 июня 2020 года такие напитки будет нельзя называть вином, и не вином тоже. Что будет написано на этих этикетках и ценниках — неизвестно. Возможно, надпись будет выглядеть так: «что-то алкогольное, произведенное из смеси фруктов».

4. Предполагаются изменения маркировки производимой продукции

С 26 июня 2020 года фактически в ассортименте магазинов появится новая категория вин — «вино России». Своего рода региональная принадлежность, которую ритейлеры должны будут обособлять на винной полке, а производители, соответственно, закреплять при производстве. Таким образом законодатель формирует единственно возможную выкладку и категоризацию для ритейлеров, но не уточняет, как именно это должно выглядеть. Также в связи с появлением маркировки возможно изменение кассового чека.

Если учесть все требования нового закона, то российское вино будет представлено на одной небольшой нише, а ассортимент будет где-то в три раза меньше, чем сейчас. Бутылки с пометкой «не является вином» займут другие полки.

При этом предполагается, что в категорию «не является вином» попадет около 40% ассортимента российских вин, представленных на полке.

Серьезные изменения в законодательстве неминуемо приведут к значительным структурным изменениям в отрасли. Под наиболее сильным ударом окажутся компании, не имеющие собственной сырьевой базы. Это те производители, которые долгое время повышали эффективность второго звена производственной цепочки — розлива в потребительскую тару готового вина.

В начале июня 2020 года Государственная Дума приняла другой законопроект № 429017-7 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»», который вводит одни специальные марки на все виды алкогольной продукции, включая импорт. Выдавать их будет Росалкогольрегулирование. У данного документа пока нет установленного названия, но в июле 2020 года было запланировано второе чтение. Ко второму чтению в законе могут появиться нормы, которые не смогут выполнить импортеры, а также правила введения моратория на выдачу таких марок. Это может быть сделано с целью ограничения ввоза импорта. В таком случае потребителям не оставят выбора, точнее, выбор ограничат только «вином» и «не вином» российского производства.

Стоит помнить, что закон вводился с благой целью — защитить российское вино и создать ему конкурентные преимущества внутри страны.

С ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» можно ознакомиться по ссылке.

С законопроектом «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления алкогольной продукции»» можно ознакомиться по ссылке.