Борьба за пельмени или законное беззаконие

Научно-производственный центр «Агропищепром» активно защищает права производителей и потребителей, не только разрабатывая качественную документацию для пищевых производств, но и освещая спорные вопросы в сфере пищевой промышленности.

В России производители пищевой продукции часто сталкиваются не только с логически объяснимыми трудностями, но и с препятствиями, которые сложно объяснить и обосновать. Как это не удивительно, некоторые законодательные акты, государственные стандарты принимаются, несмотря на то, что противоречат основным Федеральным Законам.

Борьба за пельмени или законное беззакониеКрасноречивым примером такой ситуации является вопрос, касающийся вступления в силу ГОСТ 33394-2015 «Пельмени замороженные. Технические условия», разработанного Всероссийским научно-исследовательским институтом мясной промышленности им. В.М. Горбатого, с 1 января 2017 года.

Интересует мотивационная база введения данного документа. В данном ГОСТе присутствуют наименования пельменей, которые включены в документ с нарушением ряда законодательных актов и стандартов. Исходя из этого возникает вопрос, на каком основании в данный документ включен перечень названий, давно используемых производителями?

Неясность в этом вопросе вызвана тем, что в перечень ассортимента продукции, планируемой к выпуску по данному ГОСТу, включены самые популярные, общепринятые наименования пельменей, используемые уже долгое время. Например, наименование пельменей «Сибирские» используется с 16 века. Так же, здесь стоит отметить, что внесение в перечень ГОСТа таких наименований как пельмени «Говяжьи», «Свиные», «Телячьи», «Бараньи» противоречат информации указанной в разделе 11 «Требования к маркировке продуктов убоя и мясной продукции», Пункт «107», подпункт «г» ТР ТС 034/2013: «Допускается использование общепринятых названий, образованных по анатомическому признаку (например, «грудинка», «бекон», «шейка», «рулька»), характерному рисунку на разрезе (например, «сервелат», «салями», «ветчинная»), виду используемых рецептурных компонентов (например, «свиная», «говяжья», «из свинины», «из говядины») или широко применяемых в кулинарии и общественном питании (например, «пастрома», «балык», «купаты», «бифштекс»)».

Так как эти наименования продукции долгий период времени выпускались по Техническим условиям (ТУ), Стандартам организации (СТО) производителей, то внесение их в ГОСТ влечет прямое нарушение Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции». В статье 10 которого указано: «Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей». Непосредственно в этом документе нарушены подпункты 2, 3, 4, 8, 9. Так же в пункте 3 статьи 10 ФЗ 135 указаны правила доступа недискриминационного доступа на товарные рынки: «Статья 15 ЗоЗК («Закон о защите конкуренции») в качестве дискриминационных условий рассматривает акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, вводить ограничения в отношении создания хозяйствующих субъектов, ограничения в осуществлении ими отдельных видов деятельности, и запрещает их принятие.

Понятие дискриминационных условий в некоторых случаях несколько расширяется, и тогда под дискриминационными условиями понимаются также случаи, когда дискриминация осуществляется в формах монополистической деятельности либо такие действия, осуществляются с использованием действий, соглашений или согласованных действий органов государственной власти, ограничивающих конкуренцию».

Кроме всего вышеперечисленного, вступление в силу данного ГОСТа является нарушением конституционных прав, так как в статье 34 Конституции РФ в пункте 2 говорится о том, что: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».

На данный момент складывается такая ситуация, что выпущенный ГОСТ монополизирует разработку нормативно-технической документации. ВНИИМП им. В.М. Горбатого осуществляет реализацию Технологических инструкций за немалые для производителей деньги.Рекламу своей дорогостоящей инструкции ВНИИМП им. В.М. Горбатого разместил не в СМИ, не в каком-либо информационном источнике, а в тексте самого ГОСТ 33394-2015, п.4, пп. 4.1: «В качестве типовой инструкции может быть использована «Технологическая инструкция по производству пельменей замороженных», утвержденная директором ФГБНУ «ВНИИМП им.В,М,Горбатова», что вызывает недоумение, ведь инструкция не прилагается к стандарту бесплатно, ее необходимо покупать. 90% производителей пельменей, а их по данным статистики, около 700 крупных и средних предприятий и неподсчитанное количество малых производств в России, используют в маркировке названия из перечня этого ГОСТа. Как показывает практика, этикетки с данными маркировки заказываются на предприятии миллионными партиями, соответственно, оставшиеся материалы, которые в свою очередь являются довольно дорогостоящими, подлежат замене и утилизации (что несет непосредственные убытки производителям).  Следовательно, за то время, пока производители будут менять документацию, из зоны торговли просто выпадет немалая часть продукции, что напрямую связано с ущемлением как производителя (понесет финансовые убытки), так и потребителя (будет ограничен в своем выборе).

Финансовый ущерб производителей очевиден еще и в том, что ими были приобретены необходимые для производства документы (ТУ, СТО), теперь, в связи с переменой системы каждый производитель будет обязан приобрести технологические инструкции к новому ГОСТу, что особенно тяжело в финансовом плане для представителей малого бизнеса. Это значит, что на рынке возникает монополия крупных производителей, имеющих возможность заново приобрести дорогостоящую документацию.

На запрос в ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ (Росстандарт) о разъяснении мотивационной базы введения данного документа был получен ответ.

 

Борьба за пельмени или законное беззаконие

Борьба за пельмени или законное беззаконие

Данный ответ очень сложно назвать удовлетворительным, так как без ответа остался целый ряд актуальных вопросов. Из этого можно сделать выводы, важные не только для компаний – разработчиков технологий производства и нормативно – технической документации, но и для всех производителе в целом.

Во-первых, необходимо постоянно осуществлять мониторинг разработок проектов национальных стандартов на сайте Росстандарта и активно принимать участие в публичных обсуждениях, что довольно сложно реализовать на практике. Для такого мониторинга вполне возможно потребуется введение еще одной штатной единицы, так как эта процедура отнимает большое количество времени. Не стоит забывать и о том, что, не смотря на развитие технологий, не каждый производитель имеет потенциал (в некоторых отдаленных населенных пунктах элементарно отсутствует интернет). И далеко не каждый производитель допускает мысль, о том, что, наименования продукции, которые давно используются в обиходе и производстве могут быть монополизированы.

Вторым выводом из данной ситуации является то, что, к большому сожалению, в России и в странах Таможенного Союза становится нормальной практикой введение в силу очередного государственного и международного стандарта, который противоречит множеству других Федеральных законов. Соответственно, производитель все время должен держать «руку на пульсе» и быть готовым к неизбежным изменениям на производстве и дополнительным финансовым вложениям.

Единственным положительным результатом этого обращения является разъяснение того, что, производители пельменей могут свободно использовать названия, образованные по виду используемых рецептурных компонентов (например, «свиные», «говяжьи», «из свинины» и т.д.) в соответствии с ТР ТС 034/2013. Но, логичный вопрос: «Зачем в таком случае включать данные наименования в ГОСТ?» так и остался без ответа.