Рубрика: «Ответ на вопрос». Товарные знаки, патенты — подводные камни на рынке пищевых продуктов

Научно-производственный центр «Агропищепром» активно защищает права производителей и потребителей, не только разрабатывая качественную документацию для пищевых производств, но и освещая спорные вопросы в сфере пищевой промышленности.

К нам в организацию часто поступают обращения производителей с просьбой разъяснить, являются ли те или иные наименования продукции запатентованными, зарегистрирован ли тот или иной товарный знак? Объясняют они свое обращение тем, что торговые сети не принимают их продукцию, потому что сотрудничают с компанией-правообладателем патента (регистрации) на данный товарный знак. Мы решили разобраться правда ли торговые сети могут предъявлять такие требования и как производителям обезопасить себя от огромных штрафов в случае нарушения патентного права?

Как мы видим, понятия патент и регистрация товарного знака часто путают. На самом деле, товарный знак подлежит регистрации, а не патентованию, хоть и относится этот вопрос к патентному праву.  Итак, чтобы внести ясность в этот вопрос, необходимо разобраться в терминологии:

Патент — это документ, необходимый для гарантии защиты особых прав его владельца на определенное дизайнерское или техническое решение. Решения технической сферы охраняются как патент на изобретение или полезные модели, дизайнерские – как патент на промышленный образец. Условия оформления патента и охраны прав в разных случаях могут различаться.

Запатентовать можно

  1. Изобретение. Решение технической задачи, воплощенное в виде материального объекта (Патент выдается на срок 20 лет, продлить его нельзя, если речь не идет о пестицидах, химикатах или медикаментах);
  2. Полезную модель. (Патент выдается на срок 10 лет);
  3. Промышленный образец. (Патент выдается на срок 10 лет с возможность. Продления еще на 5 лет).

Под товарным знаком в российском праве традиционно понимается условное обозначение, которое помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации и является произвольным по отношению к данной продукции, т.е. не выступает для последней в качестве необходимого названия, общепринятого термина или описательного понятия. Иными словами, товарный знак — это своего рода символ, который предназначен для индивидуализации продукции конкретных производителей и ее отличия от аналогичной продукции других участников рынка.

Чтобы стать товарным знаком, обозначение должно отвечать ряду условий. Прежде всего, товарным знаком признается условное обозначение, своего рода символ, который помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации и заменяет собой подчас длинное и сложное название (наименование) изготовителя товара.
Далее, необходимым условием правовой охраны товарного знака является его новизна. Данное условие вовсе не означает, что товарным знаком способно стать лишь оригинальное и ранее не известное условное обозначение. Напротив, в качестве товарного знака могут быть зарегистрированы известное слово, изображение или иной символ, которые, однако, еще никем не используются для обозначения именно тех классов товаров, которые собирается вводить в гражданский оборот заявитель. При этом российский закон, как и законы многих других стран, закрепляет принцип не абсолютной, а относительной новизны условных обозначений, заявляемых в качестве товарных знаков. Это, в частности, означает, что регистрация того или иного обозначения в качестве товарного знака в каких-либо других странах не препятствует признанию данного или сходного обозначения товарным знаком в Российской Федерации, если это не вытекает из каких-либо международных соглашений.
Обозначение признается новым, если оно не тождественно или не сходно до степени смешения с:
1) товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана отозванной;
2) товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;
3) товарными знаками других лиц, признанными в установленном порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров.

Товарный знак может иметь сходства с уже зарегистрированным товарным знаком. Например, наименование конфет «Ромашки» является зарегистрированным, соответственно, за его использование производство-правообладатель может наложить штрафные санкции. «Ромашки особые» так же нельзя использовать, ведь с помощью приставки прилагательного к наименованию семантика не изменилась, а «Ромашки-букашки» можно использовать, так как это наименование не имеет семантически ничего общего с наименованием «Ромашки».

Зарегистрированный товарный знак может распространяться на один какой-либо вид продукции или на несколько (согласно Международной Классификации Товаров и Услуг).

Как обозначить товарный знак?Рубрика: «Ответ на вопрос». Товарные знаки, патенты - подводные камни на рынке пищевых продуктов

Правообладатель имеет право оповещать о своем праве на товарный знак путем размещения возле него специальных обозначений. Такими обозначениями могут быть: словесное обозначение «зарегистрированный товарный знак» либо просто «товарный знак», знак, состоящий из латинской буквы «R» в окружности либо просто из латинской буквы «R». Подобного рода обозначение указывает на то, что применяемое на определенном товарном знаке оно является подтверждением регистрации товарного знака и охраняется на территории Российской Федерации.

Символ ® обычно помещается в правой части обозначения, он выполняется шрифтом меньшего размера, чем само обозначение товарного знака.

Производители также должны знать, что нанесение любой предупредительной маркировки рядом с незарегистрированным товарным знаком является нарушением законодательства. Лица, которые производят предупредительную маркировку по отношению к незарегистрированным в Российской Федерации товарным знакам будут нести ответственность в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке согласно статье 1515 Части четвертой ГК РФ.

У предпринимателей также часто возникает вопрос о том, будет ли являться нарушением использование маркировки «TM» рядом с незарегистрированной прежде торговой маркой.

Итак, использование такого обозначения не будет являться нарушением. Это обозначение («ТМ» — торговая марка) не является указателем того, что товарный знак является зарегистрированным. Маркировка такого типа будет лишь информировать потребителя о том, что обозначение является товарным знаком. Обозначенный выше символ не имеет никакой юридической значимости.

Наша компания старается обезопасить своих партнеров.

Действительно, многие производители путают два процесса: регистрацию товарного знака и патентование изобретения, полезной модели и промышленного образца, их стоит разграничить между собой. На данный момент, при производстве владельцы компаний часто пытаются получить как можно большую выгоду, используя при этом (умышленно или по не информированности) зарегистрированный товарный знак. Так же зарегистрированные товарные знаки используются производителями (без правообладания) по причине необладания полной, актуальной информацией. Чтобы избежать штрафных санкций, которые иногда достигают многомиллионного размера производителям целесообразно проверять зарегистрирован ли данный товарный знак. Сделать это можно обратившись в Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС), а также компании, специализирующиеся на защите интеллектуальной собственности. Но, стоит заметить, что в случае официального обращения проверка может занять от 1 дня до 1 месяца. Гораздо быстрее можно самостоятельно осуществить проверку на бесплатных сервисах, которые покажут уже полученные свидетельства на товарные знаки, примером таких сервисов является сайт www.znakoved.ru.

О штрафных санкциях

На просторах сети Интернет можно легко найти череду громких дел, касающихся региональных кондитерских фабрик и холдинга «Объединенные кондитеры» (объединяющем в себе 19 российских фабрик, в том числе крупнейшие московские предприятия «Красный Октябрь», «Кондитерский концерн Бабаевский», «РОТ ФРОНТ»). Суть судебных тяжб в том, что кондитерские фабрики использовали наименования продукции, известные еще с советских времен, такие как: « конфеты «Ромашка», «Красная шапочка», «Буревестник» и др. Судебные иски содержат в себе заведомо разорительные для многих производителей суммы — штраф в размере двойной стоимости товара, исчисляясь порой девятизначными цифрами. Так, «Приморскому кондитеру» было выдвинуто требование выплатить материальную компенсацию в сумме 210 000 000 рублей, Омской кондитерской фабрике «Сладуница» — 25 000 000 рублей, «Славянке» (Старый Оскол) — 313 000 000 рублей (все цифры взяты из статьи кондитерского объединения «Славянка», https://бизнес-эксперт.рф/?p=8295).

Эти штрафы несут в себе не только разорение производств и лишение потребителей полюбившейся продукции, но и вынуждение потребителей покупать товар по более высокой цене, что является нарушением конституционных прав, так как в статье 34 Конституции РФ в пункте 2 говорится о том, что: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».

Кроме того, просматривается нарушение Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции». В статье 10 которого указано: «Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей». Так же в пункте 3 статьи 10 ФЗ 135 указаны правила доступа недискриминационного доступа на товарные рынки: «Статья 15 ЗоЗК («Закон о защите конкуренции») в качестве дискриминационных условий рассматривает акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, вводить ограничения в отношении создания хозяйствующих субъектов, ограничения в осуществлении ими отдельных видов деятельности, и запрещает их принятие.

Понятие дискриминационных условий в некоторых случаях несколько расширяется, и тогда под дискриминационными условиями понимаются также случаи, когда дискриминация осуществляется в формах монополистической деятельности либо такие действия, осуществляются с использованием действий, соглашений или согласованных действий органов государственной власти, ограничивающих конкуренцию».

Во времена Советского Союза все крупные производители кондитерских изделий являлись государственными и осуществляли свою деятельность по единым ГОСТам и сборникам рецептур. Конфеты и шоколад популярных торговых марок («Красная Шапочка», «Алёнка», «Маска», «Каракум», «Птичье молоко», «Буревестник», «Ромашки» и т. д.) могла выпускать любая региональная фабрика наравне с крупнейшими. «Если предприятие производило кондитерское изделие, например, шоколад «Алёнка», по рецептуре, утвержденной государственным органом, то этот продукт не мог назваться никак иначе», — комментирует патентный поверенный Наталья Серпакова (комментарии Н. Серпаковой взяты из статьи кондитерского объединения «Славянка», https://бизнес-эксперт.рф/?p=8295).

В 1991 года Советский Союз распался, а торговые марки продолжили свое существование. Целесообразным и обоснованным решением было бы сохранить их как общенациональное достояние, и дать возможность всем желающим предприятиям производить данную продукцию. Но, ситуация, как мы видим, сложилась иначе. После отмены патентного закона на кондитерском рынке развернулась целая война. Естественно, возникает вопрос как вообще могло произойти такое, что конфеты, производимые целые десятилетия, были жестко монополизированы? К сожалению, патентное право в нашей стране далеко от совершенства и порой соблюдается только тогда, когда одной из сторон является весомый производитель или целое объединение.

В современной экономической ситуации производители обязаны обезопасить себя от таких нецелесообразных рисков. Ситуация, сложившаяся на кондитерском рынке только один из примеров несовершенства нашего законодательства в сфере пищевой промышленности. Производителям проще «не играть с огнем» и идти по пути наименьшего сопротивления придумывая свои, отличные от зарегистрированных товарные знаки. Но и здесь нужно оставаться бдительным, ведь никто не гарантирует, что какое-либо наименование продукции не будет зарегистрировано уже после того, как производство запущено. Наиболее оптимальным решением данной ситуации является периодический мониторинг в сети Интернет на бесплатных сервисах наименований, вызывающих сомнения. Для производителя проще заменить название, чем ввязываться в судебную волокиту и платить огромные штрафы.

НПЦ «Агропищепром», изучив данную проблему, подготовил список Интернет-ресурсов, на которых производители могут бесплатно проверить наличие регистрации на тот или иной товарный знак.

  1. https://www.rupto.ru Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент)
  2. https://www1.fips.ru Федеральный институт промышленной собственности
  3. https://www.znakoved.ru Все о товарных знаках
  4. https://www.freepatent.ru Патентный поиск РФ