Вступил в силу Технический регламент ЕАЭС 044/2017 «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду»

Вступил в силу Технический регламент ЕАЭС 044/2017 «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду»

ТР ЕАЭС 044/2017 «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» был принят решением Совета ЕЭК № 45 от 23 июня 2017 года и вступил в силу 01 января 2019 года.


СМОТРЕТЬ ТЕКСТ ТР ЕАЭС 044/2017

Согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 N 45 с 1 января 2019 года вступает в силу технический регламент ЕАЭС «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» (ТР ЕАЭС 044/2017)

При этом предусмотрено, что отдельные положения указанного регламента вступают в силу после разработки соответствующих межгосударственных стандартов.

Регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории ЕАЭС требования безопасности предназначенной для реализации упакованной питьевой воды (включая природную минеральную воду), требования к процессам ее производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке.

ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТР ЕАЭС 044/2017

Согласно Решению Коллегии ЕЭК № 135 от 07.11.2017 года документы об оценке соответствия продукции национального образца, выданные на упакованную питьевую воду до вступления в силу ТР ТС ЕАЭС 044/2017, будут действовать до окончания своего срока действия, но не позднее, чем до 1 июля 2020 года. Следовательно, при наличии действующих разрешительных документов допускается производство и реализация продукции до указанной даты по ранее установленным требованиям.

Решением № 135 установлено, что до 1 июля 2019 года можно производить и выпускать в обращение на территории Евразийского экономического союза без разрешительных документов продукцию, которая не подлежит обязательному подтверждению соответствия до вступления в силу ТР ЕАЭС 044/2017.

ЧТО ДЕЛАТЬ ПРОЛИЗВОДИТЕЛЮ ПРОДУКЦИИ?

В первую очередь, в связи с вступлением в силу ТР ЕАЭС 044/2017 производителям продукции необходимо актуализировать нормативные документы – Технические условия (ТУ) и Стандарты организаций (СТО).

Во-вторых, проверьте срок действия Вашей разрешительной документации. Действующие Декларации и Сертификаты о соответствии будут действительны до 1 июля 2020 года. После этой даты, даже если срок действия Декларации или Сертификата о соответствии не истек, они будут недействительны.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

ТР ЕАЭС 044/2017 распространяется на:

а) упакованную питьевую воду, относящуюся к пищевой продукции, выпускаемую в обращение на таможенной территории Союза и предназначенную для реализации потребителям, включая:

природную минеральную воду (в том числе столовую природную минеральную воду, лечебно-столовую природную минеральную воду и лечебную природную минеральную воду);

купажированную питьевую воду;

обработанную питьевую воду;

природную питьевую воду;

питьевую воду для детского питания;

искусственно минерализованную питьевую воду;

б) процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации упакованной питьевой воды.

5. Настоящий технический регламент устанавливает требования к маркировке и упаковке питьевой воды, обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Союза наряду с требованиями технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 881, и технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 769, и не противоречащие им.

ТР ЕАЭС 044 не распространяется на:

а) отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территорий государств — членов Союза (далее — государства-члены), содержащих месторождения природной минеральной воды, иные отношения, регулируемые законодательством государств-членов в сфере водопользования и недропользования;

б) отношения, связанные с изучением, использованием, развитием и охраной природной минеральной воды в качестве природного лечебного ресурса, в том числе в части, касающейся выдачи уполномоченными организациями государств-членов заключений о лечебно-профилактических свойствах природной минеральной воды;

в) отношения, связанные с наименованием места происхождения упакованной питьевой воды (включая природную минеральную воду);

г) природную минеральную воду, не предназначенную для питья;

д) питьевую воду, используемую уполномоченными органами государств-членов для обеспечения населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

е) питьевую воду, используемую для обеспечения населения посредством централизованного и нецентрализованного водоснабжения.

Идентификация и требования к безопасности

Раздел II Технического регламента включает основные понятия, термины и определения, указанные в нем необходимы для правильной классификации, идентификации  и маркировки продукции.

В разделе III указаны Правила идентификации объектов технического регулирования. Идентификация осуществляется путем сравнения наименования продукции, указанного в маркировке или в товаросопроводительной документации, с наименованиями упакованной питьевой воды, указанными в подпункте «а» пункта 4 и пункте 36 ТР ЕАЭС 044.

Требования безопасности к упакованной питьевой воде указаны в Разделе V.

Природная минеральная вода по показателям безопасности должна соответствовать требованиям, установленным в приложении N 2 к ТР ЕАЭС 044/2017.

Купажированная питьевая вода, изготовленная путем смешения только природных минеральных вод, должна соответствовать требованиям, установленным в приложении N 2 к техническому регламенту. Купажированная питьевая вода, изготовленная с использованием природной питьевой воды, должна соответствовать требованиям, установленным в приложении N 3 к техническому регламенту.

Природная питьевая вода, питьевая вода для детского питания, обработанная питьевая вода и искусственно минерализованная питьевая вода должны соответствовать требованиям, установленным в приложении N 3 к техническому регламенту.

Требования к упаковке и маркировке упакованной питьевой воды приведены в Разделе VII.

Оценка соответствия упакованной питьевой воды

  Оценка соответствия упакованной питьевой воды требованиям ТР ЕАЭС 044/2017  проводится в следующих формах:

а) подтверждение соответствия в форме декларирования соответствия упакованной питьевой воды, за исключением питьевой воды для детского питания, лечебно-столовой и лечебной природной минеральной воды;

б) государственная регистрация питьевой воды для детского питания, лечебно-столовой и лечебной природной минеральной воды.

Схемы декларирования:

Упакованная питьевая вода, за исключением питьевой воды для детского питания, лечебно-столовой и лечебной природной минеральной воды, перед выпуском в обращение на таможенную территорию Союза подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия по схемам 1д, 2д, 3д, 4д и 6д.

  При декларировании соответствия упакованной питьевой воды, за исключением питьевой воды для детского питания, лечебно-столовой и лечебной природной минеральной воды, заявителями могут быть зарегистрированные на территории государства-члена в соответствии с его законодательством юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющиеся изготовителями или продавцами либо уполномоченными изготовителем лицами.

  Декларирование соответствия упакованной питьевой воды, за исключением питьевой воды для детского питания, лечебно-столовой и лечебной природной минеральной воды, выпускаемой серийно, осуществляется по схемам 1д, 3д и 6д, партии упакованной питьевой воды, за исключением питьевой воды для детского питания, лечебно-столовой и лечебной природной минеральной воды, — по схемам 2д И 4д.

  При декларировании соответствия упакованной питьевой воды, за исключением питьевой воды для детского питания, лечебно-столовой и лечебной природной минеральной воды, заявителем может быть:

а) для схем 1д, 3д и 6д — изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо);

б) для схем 2д и 4д — изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо) или продавец.

  Выбор схемы декларирования соответствия упакованной питьевой воды, за исключением питьевой воды для детского питания, лечебно-столовой и лечебной природной минеральной воды, осуществляется заявителем.

  Декларирование соответствия упакованной питьевой воды, за исключением питьевой воды для детского питания, лечебно-столовой и лечебной природной минеральной воды, требованиям  ТР ЕАЭС 044/2017 и иных технических регламентов Союза (Таможенного союза), действие которых на нее распространяется, осуществляется путем принятия по выбору заявителя декларации о соответствии на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием третьей стороны.

Обязанности Заявителя:

  При декларировании соответствия упакованной питьевой воды, за исключением питьевой воды для детского питания, лечебно-столовой и лечебной природной минеральной воды, заявитель:

а) формирует и анализирует документы, подтверждающие соответствие упакованной питьевой воды требованиям настоящего технического регламента, в том числе:

протокол (протоколы) испытаний образцов упакованной питьевой воды на соответствие требованиям настоящего технического регламента;

контракт (договор на поставку) и товаросопроводительную документацию (схемы 2д и 4д);

сертификат на систему менеджмента (копию сертификата) (схема 6д);

иные документы по выбору заявителя, послужившие основанием для подтверждения соответствия упакованной питьевой воды требованиям настоящего технического регламента и иных технических регламентов Союза (Таможенного союза), действие которых на нее распространяется (при наличии);

б) проводит идентификацию упакованной питьевой воды в соответствии с пунктом 9 настоящего технического регламента;

в) обеспечивает проведение производственного контроля и предпринимает все необходимые меры обеспечения соответствия процесса производства упакованной питьевой воды требованиям настоящего технического регламента (схемы 1д, 3д и 6д);

г) предпринимает все необходимые меры по обеспечению стабильности функционирования системы менеджмента (схема 6д);

д) формирует после завершения процедуры подтверждения соответствия комплект документов, предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта;

е) принимает декларацию о соответствии, которая оформляется по единой форме и правилам, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. N 293;

ж) наносит единый знак обращения продукции на рынке Союза после завершения процедуры декларирования соответствия.

Срок действия декларации:

Декларация о соответствии подлежит регистрации в порядке, предусмотренном Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 апреля 2013 г. N 76.

Срок действия декларации о соответствии упакованной питьевой воды, выпускаемой серийно, составляет не более 5 лет.

Срок действия декларации о соответствии партии упакованной питьевой воды соответствует сроку годности упакованной питьевой воды.

ВНИМАНИЕ – ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДОЛЖНЫ ХРАНИТЬСЯ ВЕСЬ СРОК ДЕЙСТВИЯ ДЕКЛАРАЦИИ!

Комплект документов, послуживших основанием для принятия декларации о соответствии, и зарегистрированная декларация о соответствии должны храниться у заявителя:

при подтверждении соответствия серийно выпускаемой продукции — в течение 3 лет со дня прекращения действия декларации о соответствии;

при подтверждении соответствия партии продукции — в течение 5 лет со дня принятия декларации о соответствии.

Комплект документов представляется органам государственного контроля (надзора) по их требованию.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

  Государственная регистрация питьевой воды для детского питания, лечебно-столовой и лечебной природной минеральной воды проводится в соответствии со статьей 24 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011).

  Порядок государственной регистрации питьевой воды для детского питания, лечебно-столовой и лечебной природной минеральной воды, содержание и порядок ведения единого реестра специализированной пищевой продукции установлены статьями 25 и 26 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011).

При государственной регистрации питьевой воды для детского питания, лечебно-столовой и лечебной природной минеральной воды заявителями могут быть зарегистрированные на территории государства-члена в соответствии с его законодательством юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющиеся изготовителями или продавцами либо уполномоченными изготовителем лицами.

В составе документов, представляемых в уполномоченный орган для государственной регистрации лечебно-столовой и лечебной минеральной воды, дополнительно представляется документ, подтверждающий наличие у лечебно-столовой или лечебной минеральной воды лечебно-профилактических свойств, выдаваемый уполномоченными организациями государств-членов в соответствии с законодательством государств-членов и признаваемый всеми государствами-членами без переоформления и проведения дополнительных исследований.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента в отношении упакованной питьевой воды и связанных с требованиями к ней процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации проводится в соответствии с законодательством государств-членов.

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ:

КоАП РФ Статья 14.43. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов

1. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, —

(в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 N 119-ФЗ, от 31.12.2014 N 521-ФЗ, от 29.12.2017 N 446-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, —

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения. Примечание. Под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 — 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».